Найти в Дзене

Моя Олимпиада-80

Фото взято из Яндекс.Картинки. Пришла в Москву Олимпиада.
Фото взято из Яндекс.Картинки. Пришла в Москву Олимпиада.

Приближается 40-летие Олимпиады-80 в Москве. Мне посчастливилось быть немножко причастной к этому событию. Поэтому напишу про Олимпиаду-80 глазами частного лица, без официоза.
Готовиться к Олимпиаде начали задолго. Года за полтора появились товары с символикой (и не только сувениры). Многие предприятия добивались разрешения каких-то специальных комиссий украсить свои изделия «Мишкой» или официальным «Кремлем из беговых дорожек». Символы красовались на дыроколах, эмалированных кастрюлях, в рисунке ситца, на сумках, одежде, мыльницах… «Зачем?» - спросите вы. Ответ банально прост: любая продукция с олимпийской символикой стоила процентов на 30 дороже, чем аналогичная без «Мишек», значит, «план по валу» выполнить было проще.
Эмблемы эти продвинутая молодежь нещадно срезала. Ходить с дерматиновой сумкой с «Кремлем» считалось признаком глубокой провинциализма.

Олимпийский огонь в Москве. Взято из Яндекс.Картинки. Можно рассмотреть и милицейскую форму, и ровные бордюры, и даже по черно-белой фотографии понятна красочность момента.
Олимпийский огонь в Москве. Взято из Яндекс.Картинки. Можно рассмотреть и милицейскую форму, и ровные бордюры, и даже по черно-белой фотографии понятна красочность момента.

Помню, как на встрече Олимпийского огня вдоль улиц Москвы стояли толпы людей: радостных, оживленных, в предчувствии необыкновенного события. Ни о какой серости и угрюмости "совков" в это время не могло быть и речи. Даже милиционеры в белых рубашках и белых фуражках были приветливы ко всем людям без исключения.
В 1980-м году я заканчивала первый курс ВУЗа, семестр нам укоротили, сессию провели в мае. Начиная с июня, Москву освобождали от лишних и «неудобных» людей: приезжих «колбасников», цыган, асоциальных элементов. Привели в порядок многие малопрезентабельные места, отремонтировали дороги, построили массу спортивных объектов, и, что было удивительным для советского народа, летних общедоступных кафе.
Пустая, отмытая, сверкающая Москва производила, конечно, прекрасное впечатление.
Для нас на Олимпиаде тоже нашлась работа: что-то вроде стройотряда, только в прачечной. Рассказывать про особенности работы не буду, замечу лишь, что навсегда зареклась отдавать какие-либо свои вещи в прачечную. Мне опять немножко повезло: попала в бригаду к молодым женщинам–ударницам, на глажку олимпийского белья из гостиниц (и соответствующей 30-процентной прибавкой к зарплате, соответственно). Кроме того, на предприятии постоянно раздавали бесплатные билеты на всяческие спортивные соревнования. Кадровые рабочие брали их не очень охотно, а студенты с удовольствием ходили на все. Каждый день! Мне посчастливилось побывать на спортивной гимнастике, велотреке, гребле, легкой и тяжелой атлетике и даже том самом злополучном футбольном матче, где наши проиграли ГДР 0:1 и остались только с бронзой. На соревнованиях мы, конечно, болели за наших, атмосфера была действительно восторженная, праздничная. На открытие и закрытие Олимпиады билетов в нашей "прачке" не раздавали, так что смотрела эту красоту по телевизору.

О, прекрасные Лужники... взято из Яндекс.Картинки.
О, прекрасные Лужники... взято из Яндекс.Картинки.


Организация соревнований была превосходной, а то, что наши много выигрывали, воспринималось как само собой разумеющееся. Ну, а после соревнований заходили в летние кафе, ели и пили неизвестные ранее деликатесы: салями (нарезка в маленьких упаковочках), баварские сосиски с горчицей, баночное пиво, фанту. Одноразовые пластиковые тарелки и стаканы никто не выбрасывал, все уносили домой – замечательный сувенир!
Контакты с многочисленными иностранными гостями Олимпиады как-то не получались: отчасти из-за нашей языковой неграмотности, отчасти (это было мне, юной девушке, незаметно) из-за работы спецслужб, старавшихся не допустить контактов. Тем не менее после Олимпиады у фарцовщиков можно было купить массу фирменных вещей (даже джинсы подешевели с 200р. до 180р.). Теперь, наверное, это кажется смешным, но тогда существовал просто культ определенной одежды, которую в магазинах не продавали в принципе.

Прачечная наша находилась на Таганке. Однажды, спеша на утреннюю смену, выхожу из метро и… вся огромная Таганская площадь запружена народом. Что произошло? Говорят, Высоцкий умер. Наш начальник прачки был поклонником творчества Владимира Семеновича и всех желающих отпустил попрощаться с великим актером и бардом. Сейчас, когда показывают старую кинохронику (всегда одну и туже), идентифицирую себя – была там, хотя и не являлась фанаткой. Это скорбное событие, конечно, в дни всенародного ликования по поводу Олимпиады практически не освещалось.

Еще хотелось бы отметить один удивительный факт: в 1980 году весна была поздняя и очень холодная, в начале лета шли почти непрерывные дожди, а во второй половине июля, как по заказу, погода была великолепная: теплая, но нежаркая, со свежим ветерком, с красивыми восходами и закатами в золотистых облаках. Олимпиада закончилась, и почти сразу нагрянули унылые холодные дожди.

Праздник был недолгим. Олимпиада закончилась, и снова потянулись «колбасные» электрички, исчезли деликатесы, в метро перестали объявлять станции на английском языке, нарядные вежливые милиционеры стали прежними… На память остались несколько сувениров, олимпийские рубли и воспоминания о том, как побывала словно внутри сказки о Золушке (хоть и далеко не в главной роли).