Найти в Дзене
Галина Никитина

ЛАРИСА ШЕПИТЬКО. РОКОВОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ ВАНГИ

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Некогда люди верили, что для каждого человека боги отмеряют нить судьбы и отрезают её. Сегодня большинство считает, что события нашей жизни зависят в первую очередь от нас самих. Но иногда, как ни старайся, изменить судьбу бывает не под силу. Как будто наверху и, правда, кто-то отмерил и отрезал нить…

У дома Ванги в Болгарии толпится народ. В людской толчее привлекает взгляды молодая женщина. Она выше остальных и удивительно хороша собой. Окружающие не сомневаются, что перед ними актриса, но это не так. Красавица не снимается в кино. Она его снимает. Зовут режиссёра Лариса Шепитько. После посещения болгарской прорицательницы Шепитько выходит как в воду опущенная – у неё даже цвет лица изменился, глаза потухли. Оказывается, от Ванги красавица-режиссёр узнала дату своей гибели – лето 1979-го.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Любая профессия в кино, а режиссёрская особенно – зависит от каприза судьбы. Карьера Ларисы Шепитько складывалась на удивление удачно. Она – советский режиссёр – получила не одну премию самых престижных фестивалей мира. Голливудские актёры открывали перед ней двери своих роскошных особняков, а именитые режиссёры – спрашивали её совета. Но «списывать» успех Шепитько на подарки, которые делала ей судьба, было бы неправильно.

Дипломную работу «Зной» она снимала в среднеазиатской пустыне, где подцепила желтуху. Ларису мучали дикие боли, двигаться было практически немыслимо. Но ей обматывали живот простынями, чтобы зафиксировать печень, и на машине Скорой помощи возили на съёмки. Этот ад продолжался целый месяц, но фильм она закончила. «Зной» был принят хорошо и даже получил призы на фестивалях. То, что со стороны казалось вмешательством судьбы – было итогом изнурительного труда. И всё же Лариса всегда верила, что её жизнью руководят высшие силы. Близкие считали, что своей интуиции она придавала огромное значение.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Один из первых фильмов Шепитько «Крылья» завоевал приз в Венеции. А другая её картина «Восхождение» обратила на режиссёра взгляды всей мировой киноэлиты. Лариса сама порой не верила такому громкому успеху и объясняла его «влиянием звёзд». Шепитько показывала «Восхождение» в Западном Берлине, Латинской Америке, Париже, Нью-Йорке. Это было похоже на сон. Сама идея фильма, казалось, с самого начала была обречена. «Протащить» в Госкино СССР сценарий на библейскую тему – такое не прошло бы без помощи высших сил. Но фильм приняли без единой поправки. Правда, без «высших сил» всё-таки не обошлось. Только сидели они здесь, на земле, в партийных кабинетах. И прекрасно понимали, что фильмы Шепитько, Тарковского, мужа Ларисы Элема Климова принесут победу в Каннах и Венеции. До простого зрителя эти картины доходили не всегда. Но это вовсе не значило, что их не стоило снимать. Похвастаться на Западе достижениями советской культуры, да ещё получить какой-нибудь приз – в этом чиновники себе отказать не могли.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Элем Климов и Лариса Шепитько. Оба талантливые режиссёры. Они были предназначены друг для друга. В их доме хранится удивительно красивый портрет Ларисы, написанный художницей, которая никогда в жизни её не видела. Это поразительная история, которая обросла уже легендами. А началось всё с того, что киношное начальство решило вознаградить Ларису. Ведь она наотрез отказалась уехать в Голливуд. Семейную пару в составе советской делегации отправили на кинофорум в Австрию. Там Элем и Лариса бродят по средневековому замку. Неожиданно Шепитько замирает, поняв, что она уже была здесь – в какой-то другой, не своей жизни. И что она знает каждую комнату. Знает – что, где, когда стояло. Экскурсовод поражён. Вероятно, это совпадение или игра фантазии. Но как объяснить вот это? В парадном обеденном зале на стене - портрет герцогини 18 века, которая практически – одно лицо с Ларисой. После этого ей окончательно не осталось ничего, как поверить в реинкарнацию. Уезжая из замка, Элем и Лариса заказали точную копию портрета.

Этот случай долго не давал Ларисе покоя. Сами ли мы выбираем свою судьбу или кто-то делает это за нас? В те дни Шепитько постоянно возвращается к предсказанию Ванги. Позже один из голливудских друзей Ларисы расскажет: она призналась, что видела собственную гибель. Но внешне всё выглядит благополучно. Вместе с Натальей Рязанцевой уже написан сценарий фильма «Село Степанчиково». И вдруг ей в руки попадает «Прощание с Матёрой». До самого последнего момента она разрывается между этими двумя проектами. Выбор падает на экранизацию Распутина. Судьбоносный механизм запущен.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вскоре на Селигере начались съёмки «Прощания с Матёрой». Вот только отснять успели немного. Всё закончилось ранним утром 2 июня 1979 года, как и предсказала пророчица Ванга. Страшная авария на Ленинградском шоссе. Автомобиль, на котором ехала съёмочная группа, потерял управление и выехал на встречную полосу – прямо под колёса грузовика. Часы Элема Климова остановились ровно в 5 часов 18 минут, в тот самый миг, когда машину Ларисы смял грузовик.

Мистика или совпадение? На этот вопрос нет ответа…