Некогда люди верили, что для каждого человека боги отмеряют нить судьбы и отрезают её. Сегодня большинство считает, что события нашей жизни зависят в первую очередь от нас самих. Но иногда, как ни старайся, изменить судьбу бывает не под силу. Как будто наверху и, правда, кто-то отмерил и отрезал нить…
У дома Ванги в Болгарии толпится народ. В людской толчее привлекает взгляды молодая женщина. Она выше остальных и удивительно хороша собой. Окружающие не сомневаются, что перед ними актриса, но это не так. Красавица не снимается в кино. Она его снимает. Зовут режиссёра Лариса Шепитько. После посещения болгарской прорицательницы Шепитько выходит как в воду опущенная – у неё даже цвет лица изменился, глаза потухли. Оказывается, от Ванги красавица-режиссёр узнала дату своей гибели – лето 1979-го.
Любая профессия в кино, а режиссёрская особенно – зависит от каприза судьбы. Карьера Ларисы Шепитько складывалась на удивление удачно. Она – советский режиссёр – получила не одну премию самых престижных фестивалей мира. Голливудские актёры открывали перед ней двери своих роскошных особняков, а именитые режиссёры – спрашивали её совета. Но «списывать» успех Шепитько на подарки, которые делала ей судьба, было бы неправильно.
Дипломную работу «Зной» она снимала в среднеазиатской пустыне, где подцепила желтуху. Ларису мучали дикие боли, двигаться было практически немыслимо. Но ей обматывали живот простынями, чтобы зафиксировать печень, и на машине Скорой помощи возили на съёмки. Этот ад продолжался целый месяц, но фильм она закончила. «Зной» был принят хорошо и даже получил призы на фестивалях. То, что со стороны казалось вмешательством судьбы – было итогом изнурительного труда. И всё же Лариса всегда верила, что её жизнью руководят высшие силы. Близкие считали, что своей интуиции она придавала огромное значение.
Один из первых фильмов Шепитько «Крылья» завоевал приз в Венеции. А другая её картина «Восхождение» обратила на режиссёра взгляды всей мировой киноэлиты. Лариса сама порой не верила такому громкому успеху и объясняла его «влиянием звёзд». Шепитько показывала «Восхождение» в Западном Берлине, Латинской Америке, Париже, Нью-Йорке. Это было похоже на сон. Сама идея фильма, казалось, с самого начала была обречена. «Протащить» в Госкино СССР сценарий на библейскую тему – такое не прошло бы без помощи высших сил. Но фильм приняли без единой поправки. Правда, без «высших сил» всё-таки не обошлось. Только сидели они здесь, на земле, в партийных кабинетах. И прекрасно понимали, что фильмы Шепитько, Тарковского, мужа Ларисы Элема Климова принесут победу в Каннах и Венеции. До простого зрителя эти картины доходили не всегда. Но это вовсе не значило, что их не стоило снимать. Похвастаться на Западе достижениями советской культуры, да ещё получить какой-нибудь приз – в этом чиновники себе отказать не могли.
Элем Климов и Лариса Шепитько. Оба талантливые режиссёры. Они были предназначены друг для друга. В их доме хранится удивительно красивый портрет Ларисы, написанный художницей, которая никогда в жизни её не видела. Это поразительная история, которая обросла уже легендами. А началось всё с того, что киношное начальство решило вознаградить Ларису. Ведь она наотрез отказалась уехать в Голливуд. Семейную пару в составе советской делегации отправили на кинофорум в Австрию. Там Элем и Лариса бродят по средневековому замку. Неожиданно Шепитько замирает, поняв, что она уже была здесь – в какой-то другой, не своей жизни. И что она знает каждую комнату. Знает – что, где, когда стояло. Экскурсовод поражён. Вероятно, это совпадение или игра фантазии. Но как объяснить вот это? В парадном обеденном зале на стене - портрет герцогини 18 века, которая практически – одно лицо с Ларисой. После этого ей окончательно не осталось ничего, как поверить в реинкарнацию. Уезжая из замка, Элем и Лариса заказали точную копию портрета.
Этот случай долго не давал Ларисе покоя. Сами ли мы выбираем свою судьбу или кто-то делает это за нас? В те дни Шепитько постоянно возвращается к предсказанию Ванги. Позже один из голливудских друзей Ларисы расскажет: она призналась, что видела собственную гибель. Но внешне всё выглядит благополучно. Вместе с Натальей Рязанцевой уже написан сценарий фильма «Село Степанчиково». И вдруг ей в руки попадает «Прощание с Матёрой». До самого последнего момента она разрывается между этими двумя проектами. Выбор падает на экранизацию Распутина. Судьбоносный механизм запущен.
Вскоре на Селигере начались съёмки «Прощания с Матёрой». Вот только отснять успели немного. Всё закончилось ранним утром 2 июня 1979 года, как и предсказала пророчица Ванга. Страшная авария на Ленинградском шоссе. Автомобиль, на котором ехала съёмочная группа, потерял управление и выехал на встречную полосу – прямо под колёса грузовика. Часы Элема Климова остановились ровно в 5 часов 18 минут, в тот самый миг, когда машину Ларисы смял грузовик.
Мистика или совпадение? На этот вопрос нет ответа…