Сегодня мы обратимся ко временам здорового человека, когда тётенька садилась в режиссёрское кресло не благодаря квоте на женщин в Голливуде. Это сейчас там приходят разнарядки на съёмки фильмов про женщин героев, которые должны снимать женщины режиссёры, и всем этим делом руководят женщины продюсеры. А тогда, в 80-е и 90-е, решали деловые и профессиональные качества творцов.
В одном только жанре ужасов можно выделить десятки фильмов, снятых женщинами, и многие из них заслуживают внимания. Здесь же мы рассмотрим 3 фильма, которые выдержали проверку временем и до сих пор смотрятся без стыда.
Почти стемнело (Сумрак) / Near Dark, 1987 - Кэтрин Бигелоу
В то время, когда Кэтрин Бигелоу еще не снимала кино про американскую военщину (за которое получила Оскар за режиссуру, единственный женский), ей удалось заснять самобытный ужастик. Как вестерн, только в стиле нуар и про вампиров. Необычная смесь получилась.
Картине в стилистике, хм, первого Терминатора что ли. И немудрено, Кэтрин некоторое время была в браке с Джеймсом Кэмероном. Здесь почти всё действие происходит ночью, в наличии кровавые разборки в баре, смертоустойчивые персонажи, взрыв грузовика, электронный саундтрек, Кэмероновские актеры... можно продолжать долго. Кому-нибудь наверняка еще придут на ум ассоциации с Попутчиком.
Главное не детали, а то что в целом атмосфера выдержана мрачно и сурово.
Сюжет прост как палка: обычный человек выдернут из привычной сельской жизни, поставлен в жесткие условия и вынужден выбирать: тварь он дрожащая или... ночной кошмар для простых людей.
Кино, даром что хоррор, поднимает мимоходом множество проблем: семейные ценности, героизм, мораль, свобода выбора... Нынче такое редкость.
Кладбище домашних животных / Pet Sematary, 1989 - Мэри Ламберт
Первая экранизация одноименной книги Стивена Кинга. На мой вкус, одна из лучших у Кинга. Расхождения с книгой есть, но не в таком количестве как в новом фильме. Собственно, сам писатель одобрил сей фильм и поучаствовал в съемках. Хотя, было дело, он разругал Сияние Кубрика, а потом активно поучаствовал в съемках действительно унылой "правильной" версии, которую и нахваливал.
Фильм 1989 года вполне обошелся без темной цветокоррекции, и при этом способен и сегодня напугать и заставить переживать за героев. Большая часть сцен происходит при хорошем освещении, в лицо зрителю не пихают вездесущие нынче скримеры. Режиссер где нужно нагоняет саспенса. Грим и практические эффекты до сих пор смотрятся в большинстве сцен.
Подбор актеров удачный. Отец семейства, он же главный герой, не совсем соответствует своему прообразу, но весь фильм за ним интересно наблюдать. Редкость, но дети отлично справляются с ролями, даже 3-х летний мальчуган. А, как известно, хорошая игра актеров - это хорошая режиссура.
По сути это фильм про свободу выбора и последствия. Ведь виной всему не злое кладбище с прокисшей землей, а мысли овладевшие умом отца убитого горем.
Людоед (Ненасытный) / Ravenous, 1999 - Антония Бёрд
На редкость атмосферное произведение. Антураж Америки середины XIX века. Форт в глухомани посреди лесов, индейские штучки, американская военщина той эпохи. Надломленный главный герой и его борьба с собой, а еще с тем, что не убивает тебя, но делает сильнее. Все это под въедающийся в голову саундтрек, усиливающий напряжение где оно нужно, а в одной сцене и вовсе ломающий шаблон.
Фильм неспешный, затягивает в свои сети и потихоньку идет к ожидаемой развязке, сменяя игру людей в свои привычные социальные роли на обнажение их сущности, мимоходом показывая пейзажи девственной Америки. Местами ирония хлещет через край, а иной раз становится жутко. Снова фильм не про абстрактное зло, а про людей и их осознанный выбор: от всепоглощающей трусости до самопожертвования, от проповедника до сверхчеловека. Намешано густо.
Спасибо за внимание.
В дальнейшем рассмотрим более современные картины, заснятые тётеньками. Если будет спрос.