Найти тему

Секретная чушь Молотова-Риббентропа

Оглавление

Про пресловутый секретный протокол к пакту Молотова-Риббентропа говорят многие, наверное, больше чем про сам пакт. Про протокол упоминают к месту и не к месту. Это главное доказательство подлого сговора Сталина и Гитлера, которые цинично распилили Восточную Европу. Причем говорят об этом как о чём то само собой разумеющемся, типа «все об этом знают». Текс этого якобы документа действительно очень известен, тем удивительней факт что во первых оригиналов этого протокола широкой общественности до сих пор не явлено, а во вторых что множество серьёзных людей, среди которых есть очень образованные, верят что министр Риббентроп и нарком Молотов в здравом уме и твердой памяти могли такое подписать.

Как всё начиналось.

Впервые тема сговора высшего руководства Германии и СССР в 1939 году прозвучала ещё на Нюрнбергском трибунале, но тогда её не рассматривали. В 1948 году выходит сборник Госдепа США под названием «Нацистко-советские отношения 1939-1941». В нем помимо прочего были опубликован «секретный дополнительный протокол» к пакту Молотова-Риббентропа, причем и немецкий и советский варианты. Согласно распространенной версии министр Риббентроп поручил сделать микрофильмы документов МИДа Германии, а потом архив то ли погиб под бомбами в 1944, то ли был уничтожен по приказу всё того же Риббентропа, а вот часть микрофильмов некий советник министерства иностранных дел фон Леш сохранил и спрятал. Затем передал их британскому подполковнику Томсону, а тот, зачем то отдал их американцам. Однако официальных версий обретения «коллекции фон Леша» нет. Как и объяснений откуда в немецком МИДе оказался советский экземпляр. В 1958 году американцы передали властям Западной Германии негативы этой коллекции, но официальной публикации их не осуществлялось. В западной прессе этот «протокол» использовался как одно из доказательств оккупации в 1940 году Советским Союзом Прибалтики и преступлении Сталинского режима против балтийских народов. Советская сторона наличие сего факта отрицала, до 1989 года, когда 2 июня была создана комиссия под руководством «архитектора перестройки» Яковлева для политической и правовой оценки советско-германского договора о ненападении 1939 года. Результаты работы были доложены господином, вернее на тот момент ещё товарищем, Яковлевым 24 декабря на Съезде народных депутатов СССР. Если коротко, то суть доклада сводиться к следующему: хотя оригиналы секретного протокола отсутствуют в существовании их сомневаться не приходиться. Съезд осудил факт подписания ни кем не виденных бумажек, но справедливости ради было подчеркнуто что советский народ и большая часть правительства не знало об этом вопиющем преступлении и вина за «сговор» целиком лежит на Сталине и Молотове. А в 1992 году замначальника Главного политуправления КГБ генерал-полковник Волкогонов «нашел» оригинал советского экземпляра «протокола», который вроде бы даже показывали, но кому, когда и где не совсем ясно. Так же непонятно где сейчас находится сей исторический, я бы сказал уникальный документ. Гуляющие по просторам интернета изображения оных является репродукцией снимка из «коллекции фон Леша».

В чём был смысл?

Я не зря назвал то, что выдается за «секретный дополнительный протокол» уникальным документом. По крайней мере мне не известно больше случаев когда два государства тайно договариваясь о каких либо действиях в отношении третьего оформляли бы эти договоренности официально. Для чего заключаются договоры? Чтобы в случае если одна из сторон его нарушит, другая могла бы призвать её к ответу, опираясь на подписанное соглашение. Представьте, что два соседа договорились напасть на третьего и поделить его имущество. И подписывают тайный договор об этом, а потом один из заговорщиков кидает другого. И вот обиженный, с договором в руке, идет в суд, требовать справедливости. Какой будет результат? Как говорится: сядут все. Ведь и те, кто считает протокол настоящим и те, кто полагает его фальшивкой сходятся во мнении что юридическая ценность сего соглашения ноль. Чего ради было его заключать? Для истории? Я нисколько не сомневаюсь, что на переговорах в Москве велись разговоры о внешней политике и интересах двух стран. Могу допустить, вероятность договоренности перекроить границы Польши. В конце концов немцы и русские имеют опыт дележа польских земель. Но оформить это на бумаге!!! В высших эшелонах власти обеих стран в те времена дебилов вроде не было.

Что же там написано?

Давайте, на минуту допустим, что подписание протокола действительно имело место. Ну например господин Риббентроп и товарищ Молотов на радостях от заключения договора о ненападении так набанкетились, что решили приколоться. Этим может объясняться тот факт, что в предъявляемом миру немецком экземпляре Молотов подписывался латинскими буквами. Этот момент кстати имеет место и в некоторых других документах которые якобы подписывал нарком. Одно только это делает бумагу недействительной, впрочем учитывая статус «протокола» министр и народный комиссар могли сыграть на любом экземпляре в крестики-нолики, ценность сего «документа» не изменилась бы.

Немецкий экземпляр секретного протокола, из "коллекции фон Леша". Обратите внимание  на подпись Молотова. Подпись подчеркнута мной.
Немецкий экземпляр секретного протокола, из "коллекции фон Леша". Обратите внимание на подпись Молотова. Подпись подчеркнута мной.

Идем далее. По своему невежеству я полагал, что бывает либо протокол чего то (допроса, собрания, встречи), либо протокол к чему то (договору, соглашению). В данном случае мы видим, очевидно, самостоятельный документ, под названием «секретный дополнительный протокол». Впрочем, к содержанию договора о ненападении или как его обычно называют пакту Молотова-Риббентропа, он действительно отношения не имеет. Итак что написано в этой филькиной грамоте:

Экземпляр на русском из той же коллекции. Как он там оказался?
Экземпляр на русском из той же коллекции. Как он там оказался?

Уже в первом пункте возникает масса вопросов. Во первых понятия «территориально-политическое переустройство» и «сферы интересов» очень туманны и размыты, под ними много чего может подразумеваться. Во вторых с каких пор Финляндия входит или входила в состав Прибалтийских государств? Странно так же что в сферу интересов (предполагается в данном случае видимо территориальных) входит Литва, государство Прибалтики культурно и этнически наиболее далекое от Германии. А Эстония и Латвия, освоенные немецким рыцарским орденом отходят к СССР. И в третьих причем здесь Литва и её интересы? Виленская область как сказано во втором пункте отходит к Советскому Союзу, Литва к Германии. Да и не имело это государство подобного интереса так как отказалась от Вильно и прилегающей области официально.

Переходим к пункту два. Здесь снова про территориально-политическое переустройство, на этот раз Польши. Только мне кажется странным размытость формулировок? Это ж секретный документ, война уже через неделю. Почему не написать: в случае войны с Польшей, вот это, это и это вам, а то, то и вот то нам. Кстати про это и то. Видимо у составителей этой писульки не оказалось под рукой карты, либо они были не в состоянии её прочитать. И потому «граница сфер интересов» будет ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО «проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана». Между прочим, географические названия в документах не склоняются. Кроме того течение реки Нарев не касается польской границы и таким образом кусок территории между Наревом и Восточной Пруссией остался не поделенным. Ещё, согласно принятым в СССР и России географическим стандартам, Нарев впадает в Буг, а тот в Вислу. В европейских, наоборот, Буг впадает в Нарев. То есть либо составляя протокол Молотов пользовался заграничными картами (в Москве?!!), либо участок между реками Нарев и Висла так же остался не разграниченным.

Польша в 1939 году. Красная линия границы обозначенные "секретным протоколом", синим обведены "забытые" участки.
Польша в 1939 году. Красная линия границы обозначенные "секретным протоколом", синим обведены "забытые" участки.

Читаем пункт дальше и узнаем, что вопрос о сохранении Польшей независимости и в каких границах она будет существовать, остается открытым и будет решаться в зависимости обстоятельств. Да ведь вы уже поделили Польшу в предыдущем предложении? Опять неясности.

Новые странности в третьем пункте. СССР никогда не признавал аннексию Румынией Бессарабии, считал эту территорию своей и собирался вернуть при случае. Для чего про это писать в секретном протоколе? Что нужно разрешение Германии? Так у неё «в этих областях» полная политическая незаинтересованность. Кстати в каких "этих областях"? Мы знаем что «касательно юго-востока Европы» у Германии была тут бо-о-ольшая заинтересованность. Правда больше экономическая. 23 марта 1939 года, то есть за полгода до Пакта Молотова-Риббентропа было подписано германо-румынское торговое соглашение. Немцев в первую очередь интересовали зерно и нефть. Кроме того Болгария политически и экономически зависела от Германии, а СССР хотел бы с этой страной подружиться, то есть сферы интересов вроде бы соприкасались. Но в протоколе об этом ни слова.

Четвертый пункт секретного протокола никому не говорить о секретном протоколе. Видимо написано для тех, кто не в курсе, что про секретные документы никому не говорят. Других случаев подобного уточнения я не знаю, ну так ведь говорилось уже про уникальность.

Часто можно прочитать в материалах касающихся ввода советских войск в Восточную Польшу, войны с Финляндией, присоединение Бессарабии и Прибалтики, что все это происходило в рамках обязательств определённых Пактом Молотова-Риббентропа. Имеется ввиду, конечно пресловутый «секретный протокол». Ну и кто мне скажет, где тут хоть что-нибудь про какие-нибудь обязательства?

Как исполнялось.

Согласно оценке комиссии Яковлева «последующие события развивались точно по протоколу».

Что ж данный факт не сложно проверить, давайте проследим, как развивались события и насколько они соответствовали пунктам «протокола». Кстати о пунктах. Возвратимся к моменту с неразграниченными частями Польши. Согласно версии тех, кто отстаивает реальность «сговора», высокие договаривающиеся стороны или одна из сторон, более пристально посмотрели на карты и поняли, что слегка недоработали. И 28 августа в Москве было подписано «разъяснение к секретному дополнительному протоколу от 23 августа 1939 года» наркомом Молотовым и министром Риббентропом. В нем граница сфер интересов уточняется. Риббенторп правда улетел уже из Москвы к 28 августа, но эта мелочь была исправлена и в более позднем варианте на месте министра иностранных дел фигурирует посол Шуленберг. Очевидно что он то ли сразу был в курсе секретных соглашений, то ли позже ввели в курс дела, но однозначно посол Германии в СССР пользовался высочайшим доверием. Не знаю уполномочен ли посол подписывать такие документы, хотя учитывая правовое значение сих бумажек, за главу МИД Германии могла расписаться уборщица из посольства, если у неё был немецкий паспорт.

Разъяснения к "секретному протоколу" на двух языках, кстати были ли они секретными?
Разъяснения к "секретному протоколу" на двух языках, кстати были ли они секретными?

Вернемся к событиям, что развивались как по писанному. Что касательно первого пункта то тут возникли проблемы. «Прибалтийская» страна Финляндия как мы помним, полностью должна была входить в «сферу интересов СССР. Втягивать её в эту сферу Советский Союз начал в том же 1939 году, правда по частям. Первый этап втягивания закончился в марте следующего года подписанием мирного договора и передачи СССР части финской территории, а в октябре 1940 года в Финляндии появились немецкие войска, что являлось грубым нарушением «секретного протокола» но Советска сторона, почему то этот вопрос не поднимала. С Прибалтикой тоже вышло не так, как договаривались. 25 сентября Гитлер подписал директиву о сосредоточении войск в Восточной Пруссии и готовности вторгнуться в Литву, с которой кстати в отличии от Латвии и Эстонии договора о ненападении не было. Но зато появляется договор о взаимопомощи с Советским Союзом и советская военная база, а в 1940 году все три прибалтийских страны становятся советскими республиками. Это снова идет вразрез с якобы имевшимися секретными договоренностями. А Виленская область сначала вошла в состав СССР, а уж потом, 10 октября 1939 была передана Литве.

В Польше тоже вышло не так, как договаривались. Соглашение о разделе было настолько секретным, что о нем не знало даже высшее немецкое командование. Например генерал Гальдер, на минуточку, начальник штаба сухопутных войск. Видимо ему Гитлер доверяет меньше чем послу Шуленбургу. Поэтому согласно записям «Дневника Гальдера» немецкие войска имели задачу не выйти к какому то рубежу или занять определённую территорию, а уничтожить военную силу противника. Преследуя эту цель войска вермахта проникли на территорию Польши значительно дальше линии якобы обозначенной в «секретном протоколе», в частности немцы взяли Брест и осадили Львов. Вступление на территорию Польши советских войск стал для германского командования полной неожиданностью. На совещании в ставке Гитлера рассматривались разные варианты, в том числе начало военных действий, но решили что это нецелесообразно. Хотя стычки всё же были, самая крупная подо Львовом. Однако недоразуменья были улажены. Гальдер же оставление Львова советским войскам назвал в своем дневнике «днем позора политического руководства». Согласитесь если бы вторжение и раздел Польши был бы оговорен заранее подобные моменты были бы исключены. 22 числа было обнародовано германо-советское коммюнике:

-6

Как видите здесь никакого «приблизительно», название рек не склоняются и между Наревом и Вислой указан Буг. Указанные границы соответствуют тем, что обозначены в том, что названо «секретным протоколом», но это демаркационная линия между армиями, на которую советские войска кстати до конца так и не вышли, а не граница между государствами. Границы были определенны позже, 28 сентября Германо-Советским договором о дружбе и границах между СССР и Германией.

-7

И прошли они не так как в коммюнике.

Карта "раздела" Польши опубликованная после заключения договора о дружбе и границе во многих советских газетах. Зеленой линией мною обведены бывшие границы Польши, синим демаркационная линия, совпадающая с границами определенными "секретным протоколом".
Карта "раздела" Польши опубликованная после заключения договора о дружбе и границе во многих советских газетах. Зеленой линией мною обведены бывшие границы Польши, синим демаркационная линия, совпадающая с границами определенными "секретным протоколом".

Казалось бы, как прошли так и прошли, ведь «секретный протокол» юридической силы не имеет, наплевать и забыть. Но нет. К договору от 28.09.1939 были подписаны ещё аж два «секретных протокола», задача одного из которых была объяснить самим себе по чему граница пойдет по новому. Вот тексты этих протоколов:

СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ

(о поправках к протоколу от 23 августа 1939 года)

Нижеподписавшиеся уполномоченные констатируют согласие Германского Правительства и Правительства СССР в следующем:

Подписанный 23 августа 1939 г. секретный дополнительный протокол изменяется в п. 1 таким образом, что территория Литовского государства включается в сферу интересов СССР, так как с другой стороны Люблинское воеводство и части Варшавского воеводства включаются в сферу интересов Германии (см. карту к подписанному сегодня Договору о дружбе и границе между СССР и Германией). Как только Правительство СССР предпримет на литовской территории особые меры для охраны своих интересов, то с целью естественного и простого проведения границы настоящая германо-литовская граница исправляется так, что литовская территория, которая лежит юго-западу от линии, указанной на карте, отходит к Германии.

Далее констатируется, что находящиеся в силе хозяйственные соглашения между Германией и Литвой не должны быть нарушены вышеуказанными мероприятиями Советского Союза.

По уполномочию Правительства СССР:

За Правительство Германии

В. Молотов

И. Риббентроп

СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ

(о недопущении польской агитации)

Нижеподписавшиеся полномочные представители, по заключении германо-русского договора о дружбе и границе, заявляют о своем согласии в следующем:

Обе Стороны не будут допускать на своих территориях никакой польской агитации, затрагивающей территорию другой стороны. Они будут подавлять на своих территориях все источники подобной агитации и информировать друг друга о мерах, предпринимаемых с этой целью.

Москва, 28 сентября 1939 г.

По уполномочию Правительства СССР:

За Правительство Германии

В. Молотов

И. Риббентроп

Обратите внимание, я выделил названия документа, к которому они вроде как прилагаются. Они разные, а это недопустимо. Уже один только этот факт говорит что не всё чисто. Но в протоколе о поправках в глаза бросаются слова что в сферу интересов Германии включаются ЧАСТИ Варшавского воеводства. Какие части, нижние, верхние, правые, левые, филейные? Опять непонятки. И если в сферу Германии включается только часть, то куда остальное? И между прочим Варшавское воеводство отошло к Германии всеми частями. Непонятен и вопрос с передачей немцам части литовской территории, после принятия «мер по охране своих интересов» Советским Союзом. Что это за территория? К юго-западу от какой линии она лежит?

В решении румынского вопроса так же возникли вопросы, прошу простить за тавтологию. Нет румынское правительство приняло ультиматум за один день и вернуло СССР Бессарабию и Северную Буковину в придачу, в качестве компенсации. А вот с Германией были трения, не смотря на якобы объявление о «полной политической незаинтересованности в этих областях». Экономика Румынии работала по сути на Германию и Гитлера не радовало приближение Советского Союза к нефтяным месторождениям. Настолько что он стал добиваться военного присутствия в Румынии, чему в свою очередь воспротивился СССР. В общем лето 1940 года на этом фронте дипломатии выдалось жарким, что выглядит странным если предположить что этот вопрос был обговорен почти год назад.

Выходит что даже если подписание «секретных протоколов» имело место то получается что все его пункты, кроме разве что четвертого были нарушены в течении короткого промежутка времени. И последующие события развивались точно не по протоколу.

Ну и что же это такое?

Исходя из всего вышеизложенного считаю вправе заявить что нечто обозначенное как «Дополнительный секретный протокол» к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, есть грубо сляпаная фальшивка. Учитывая разные нюансы можно предположить, что изготовлена она в США и изначально использовалась как инструмент в холодной войне. Сегодня это орудие очернения советского периода нашей истории, а так же повод для очередных обвинений России сегодняшней.

Но почему же если это такая грубая фальшивка, она такая действенная. Да в основном потому что процентов 80-85 из тех кто слышал о сговоре Гитлера и Сталина в 1939 году и «секретном протоколе», не имеют понятия о его содержании, а многие из тех кто все таки читал не задумывался. Людям говорят - они верят. Как говорил Йозеф Геббельс:

«Чем чудовищнее ложь, тем скорее в неё поверят».

Все фото из открытых источников.