Вадим Кожевников // «Правда» № 52 (9823) от 02.03.1945 г. [2]
В этой картине мы увидели первое цветение весны человечества. И началось оно на той земле, где воссияло знамение величайшей победы, где пламя борьбы достигло своего высшего накала, и здесь же, на этой обугленной земле, началось возрождение из пепла бессмертного города — цветение весны победы. О волжскую твердыню смертельно сломали себе хребет немецкие армии. Имя города, одухотворенное немеркнущим героизмом советских воинов, стало священным. В дни величайшей битвы оно служило маяком надежды народам, борющимся с фашизмом. Сталинградская битва предрешила судьбу Германии.
Сталинград четырежды овеян славой битв и труда: оборона Царицына и первенец пятилетки — Сталинградский тракторный, сталинградская битва и возрождение Сталинграда. И если фильм посвящен городу и рассказывает о нем, то мы чувствуем нечто живое, огромное, сказочное, богатырское и видим облик, полный красоты и человечности, общей советским людям героической эпохи.
В этой картине мы видим животворящее могущество советского человека, неисчерпаемую силу социалистического государства. вдохновенный труд созидания, равный по доблести воинскому бессмертному подвигу.
Искусство хроникального кино драгоценно нам своей документальной правдивостью. И, видно, сама наша действительность такова, что она нам самим подчас кажется возвышенным чудом... Возрождение Сталинграда из пепла в дни титанической битвы нельзя назвать иначе, как чудом. О творцах этого чуда рассказывает фильм «Возрождение Сталинграда».
Мы видим город после битвы.
Грандиозная и трагическая панорама. Памятники человеческого горя и великого героизма проходят перед нашими глазами. Мертвый город. Словно раскопки. Словно в результате какого-то катаклизма невозвратно погибла величайшая культура легендарного народа. По останкам зданий, обломкам арок, раздробленным колоннам и скульптурам мы можем мысленно представить себе красоту города. Институты, дворцы, великолепнейшие предприятия. Труд и ум жителей этого города служили самым возвышенным целям человечества. Но сейчас здесь только мертвый, разбитый камень.
Но даже этот камень еще таит в себе смерть. Более миллиона немецких мин, как ядовитые змеи, ютятся в руинах. Мертвый город.
Приходят первые жители. Вооружившись миноискателями, они обезвреживают чудовищные фугасы. Живут под открытым небом. спят на голой земле. Но это своя земля и свое небо. Нет хлеба, в блиндажах устроили хлебопекарню, — тесто месили в ваннах. Воду доставали из колодцев. Но дети пошли в школу. В школах нет крыш и стен, бумагу с парт сдувает ветер. В руинах театра — концерт. Нигде в мире музыка не звучала так проникновенно, как в эти дни в Сталинграде.
Какие же мысли и чувства будит она в исстрадавшемся человеке?
Трудом сталинградцы решили продолжать борьбу свою с врагом. Разрушенный цех они очищают от обломков, как клады разыскивают инструмент, подымают на эстакаду цистерну — вместо водокачки. Первую энергию получают от танкового дизеля. Заработал первый токарный станов.
Сталинградцы ремонтируют танки.
Труд вселял в сердца сталинградцев непоколебимую веру в воскрешение своего героического города.
Несмотря на то. что великое наступление Красной Армии в 1943 году требовало от страны огромных усилий, Государственный Комитет Обороны, со инициативе товарища Сталина, принял решение в кратчайшие сроки восстановить сталинградскую промышленность и оказать ей всемерную помощь.
И как в героическую первую пятилетку, в Сталинград, по призыву вождя, снова устремилась наша советская молодежь — пошел комсомол для совершения нового созидательного подвига.
Пятнадцать тысяч юношей и девушек прибыли сюда со всех концов страны. Великой традицией воодушевлено было это новое поколение строителей.
Поселились кто где мог. Вот коллектив девушек выбрал себе жилище в фюзеляже вражеского самолета. Выходя из своего «дома» на «крыльцо» — плоскость самолета, они проходят по распластанной нарисованной на ней свастике. Это не кинотрюк, это — живая правда сталинградского быта. Но какой символической силой веет от этого эпизода!
Трудно, невозможно жить в обломках города. Тяжелый, непривычный труд. Но каждый камень здесь дышит легендарным подвигом, и кто приезжал в этот город, не мог не проникнуться его духом.
«Дорогие мои подружки! Что скрывать, за день мы здорово устаем, руки огрубели... Жара, грохот, пылища... А мы — стиснем зубы и ничего не слышим. Работа горит в руках». — так писала из Сталинграда комсомолка Тося Петрова, Цехи создаются из развалин, но нет оборудования. Ставки взорваны, разбиты. Величайшие искусники, старые мастера совершают чудо. Они воскрешают станки, собирая их по кусочкам. Но как бы самоотверженно ни трудились сталинградцы, одним им не поднять из развалин разбитого гиганта.
И тут раскрывается всесильное могущество дружбы социалистических государств, объединённых великим Советским Союзом. Народы братских республик, проникнутые сознанием тоге, что сделал для них этот героический город, шлют свою помощь сталинградцам. Идут эшелоны с подарками Сталинграду.
И как в дни величайшей битвы Сталинград защищали воины, сведенные воедино братством народов, так ныне это братство народов соединило руки их в созидании.
Начертанная на разрушенной стене надпись «Отстоим тебя, родной Сталинград!» читается теперь так: «Отстроим тебя, родной Сталинград!».
Одной и той же несокрушимой волей и силой было проникнуто сердце дававшего первую клятву воина и повторившего ее труженика. Какое удивительное слияние воинского и трудового подвига в этой короткой, но такой значительной надписи!
И в дни величайшего трудового подвига Сталинград ожидает новых героев.
Бригада Александры Черкасовой, начав восстановление знаменитого в дни обороны «Дома Павлова», заявила: «Мы решили работать здесь так, как сражались в этом доме герои-гвардейцы. Их светлый образ руководит нами».
Знамя черкасовского движения развевается сейчас не только над Сталинградом, оно и над многими городами, восстанавливаемыми после немецкого нашествия.
Да, сталинградская слава трудового подвига достойна идти рядом с ратным подвигом сталинградцев.
Цехи стоят без перекрытий. Снег и стужа гуляют в них, но люди работают и если разводят востры, то не для того, чтобы согреться самим, а отогревают масло а замерзающих станках.
Уральские рабочие прибыли в Сталинград, и над действующими цехами они возводили перекрытия, клали трубы, возносили ввысь камень и железо.
Сталевары «Красного Октября» выдали кипящую сталь из четырех мартенов, которые совсем недавно служили нашим бойцам, как доты. Сталь, как живая река жизни, осветила лица героев труда, И пришла новая весна на землю Сталинграда.
Казалось бы, нет ничего необычного в тех домах, в которых мы привыкли жить до войны, просты и скромны еще очертания зданий. Но каким чудом веет от них. лежавших совсем недавно в грозном крошеве битвы. И мы знаем, какое чудо воссоздало этих первенцев из обломков. Этим чудом был советский человек, труженик.
И вот школа, каких много тысяч в вашем Союзе. Но мы знаем первую школу в разбитом Сталинграде, продутую ветром, с поверженными стенами. Да. Эти дети будут хорошо помнить ее. И какие бы дивные здания им пи построили в будущем, они всегда будут помнить о том, каким нужно быть человеком. чтобы не позволить покуситься врагу снова на то, что отцы их вознесли из пепла войны.
Представители великих народов совершают теперь паломничество в Сталинград, чтобы преклонить колени перед его благородными руинами. Камень Сталинграда священен для них, как символ победы и освобождения от немецкого нашествия.
В Англии по приказу короля был выкован Почетный меч в дар Сталинграду.
От императора Эфиопии сталинградцам был прислан щит, как символ того, что Сталинград защищал мир и независимость народов.
Товарищу Сталину были вручены почетные грамоты от президента Соединенных Штатов Америки Франклина Рузвельта для передачи гражданам Сталинграда и Ленинграда. В письме товарищу Сталину президент писал: «Сталинград и Ленинград стали синонимами силы духа и стойкости, которые дали нам возможность сопротивляться».
Да. Сталинград явился вершиной, на которой решалась судьба человечества. После победоносной сталинградской битвы началась эпоха сокрушающего наступления и вторжение на территорию Германии великой Красной Армии.
И по праву первое цветение весны человечества началось на героической земле Сталинграда, как первый признак подъема к созиданию нового счастья жизни на земле.
Мы видели титаническое поле битвы, местом которого стал город. Но мы увидели также, как из обломков воспрянул он вновь, и первенец пятилетки — Сталинградский тракторный — двинул в бесконечный поход свой большой конвейер, и с него стали сходить могучие сталинские тракторы, по которым так истосковалась вся наша большая земля.
Мы видели людей, творцов этой великой победы. И мы хорошо знаем, как они, опережая время, преодолевая трудности, беды, снова сделают свой Сталинград еще более сильным, еще более красивым, чем он был.
На земле, отвоеванной у врага, в городе, вставшем из развалин, вновь торжествуют жизнь и труд. Так будет везде, где гремели сражения. Ибо силы народа неисчислимы и любовь его к родине не имеет границ.
Такой вывод сделает каждый, кто посмотрит замечательную кинокартину «Возрождение Сталинграда» (производство Центральной студии документальных фильмов).
Авторы фильма — лауреат Сталинской премии И. Посельский и Б. Агапов — создали правдивое, высокохудожественное произведение, подняв на новую ступень искусство документального кинематографа. Фильм смотрится с захватывающим интересом не только потому, что изображенные в нем картины волнуют сами по себе, но и потому, что все это умно пронизано глубочайшей человечностью.
Кинооператоры — лауреат Сталинской премии В. Доброницкий, В. Цитрон и А. Хавчин — сумели придать своим снимкам глубокую выразительность настоящего художественного мастерства, без которого даже правда виденного не может быть подлинной правдой, а только мёртвой фотографией.
Особо хочется отметить текст фильма, который с достоинством мастера читает артист Л. Хмара, Образный язык текста сочетается с предельной лаконичностью. Текст вытекает из изображения, как нечто живое, как мысль умного и взволнованного друга, равно переживающего виденное и пройденное вместе.
И знаменательно то, что фильм «Возрождение Сталинграда» смотрим мы накануне падения Берлина. Таковы законы истории, которые диктуются свободолюбивыми народами, сменившими молот труда на меч борьбы за свою независимость.
Всечеловеческой весной победы веет от этого правдивого и высокохудожественного кинофильма.