Здравствуйте, дорогие друзья.
Поговорим сегодня о насущном: о гаджетах. У консервативных родителей эта статья может вызвать желание схватиться за сердце, а у современных – обвинить меня в консерватизме, но пока что поберегите свои негодования, и давайте разбираться вместе.
Высокие технологии захватывают мир. Уже недалек тот день, когда шутки про восстание машин перестанут быть смешными. А посреди этого стремительного прогресса мы видим ребенка, залипающего в смартфон, и негодующе на него смотрим: «зрение испортишь, пальцы станут плоскими, а еще получишь дозу радиации, потому что засыпаешь с телефоном под подушкой». Всё это, конечно, звучит устрашающе, но так ли всё серьёзно на самом деле?
Для начала, сразу оговорюсь, что во всем нужна мера – и это именно тот лейтмотив, который будет наблюдаться на протяжении всей статьи. Если соблюдать баланс, то можно жить долго и счастливо в гармонии со своим ребенком и всеми гаджетами на свете. Однако, отрицать вероятность серьёзных последствий номофобии (читать «телефонозависимости»)не собирался.
Что делать, чтобы не беспокоиться?
Быть адекватными и брать ответственность за своих детей. Если спихивать детей на технику вместо того, чтобы заняться самостоятельно, немудрено, что избавить его от этой привычки в дальнейшем будет сложновато. Но иногда делать это всё-таки можно, но осторожно:
- У детей до 5 лет мозг только-только только развивается и познает наше бытие, поэтому пользование гаджетами стоит ограничить до полутора часов и не больше.
- Дети с 5 до 11 лет уже плюс-минус сформировались, но ювелирная работа в их сером веществе продолжается. Не стоит ей мешать интернетами (!) больше трёх часов в день.
- Что касается детей 11+, то им можно сидеть значительно дольше, т.к. это не повлияет на их способность развиваться и вырасти счастливыми людьми. Перебарщивать, конечно, тоже не стоит.
- Ультра-важная информация: полностью исключать взаимодействие с техникой в наше время не стоит. Подумайте о будущем: так или иначе, нам все равно придется с ней сталкиваться. И вашему ребенку было бы гораздо комфортнее, если бы он был с ней знаком. Не так ли?
Как понять, что пора беспокоиться?
Проведите с ребенком небольшой по объему, но огромный по честности тест со следующими вопросами. Отвечать нужно либо «да», либо «нет»:
1. Не могу ни дня провести без гаджета
2. Вру о количестве времени, проведенным с телефоном/планшетом и т.д
3. Не могу контролировать время, проведенное за смартфоном, пользуюсь больше положенного
4. Нервничаю, когда не пользуюсь гаджетом.
5. Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать.
6. Пользую гаджетами вместо важных дел: уроков/чтения/вставьте свое
7. Когда я пользуюсь смартфоном, мое настроение улучшается
8. Хочу пользоваться только новинками (об играх, о технике).
9. Бывает такое, что после долгого «залипания» в телефон, болит голова, слезятся глаза и ухудшается самочувствие
10. Лучше посижу в интернете, вместо прогулки
Подвести итог просто. Посчитайте ответы «ДА»:
1-4 — беспокоиться не стоит;
5-6 — развивается тенденция к зависимости;
7-10 — наблюдается зависимость от гаджетов.
Однако, несмотря на серьёзность всей проблемы, оставайтесь взрослыми и спокойными.
https://nashi-de-ti.ru/zavisimost-ot-gadzhetov
Что делать, если уже начали беспокоиться?
- · Попытайтесь поговорить с ребенком, сознательно сократив время использования гаджетов. В идеале найти несколько дней, а лучше недель, в году, чтобы отдохнуть от техники всей семьёй: побыть на природе и показать, что за пределами экрана тоже есть жизнь.
- Выявите причину, по которой ребенок проводит время в сети. Вполне возможно, ему не хватает общения, активной деятельности.
Страшная статистика, кто виноват и ЭТО НЕ ВЛИЯЕТ НА УСПЕВАЕМОСТЬ. Экспертное мнение Алёны Коротковой, руководителя программы "Дети. Подроcтки. Медиа" Института современных медиа (MOMRI)
- Необъяснимо, но факт: чем больше ребенок занят тем, что ему действительно интересно (кружки, секции, оригами с мамой-папой), тем меньше времени ему требуется на сторонние развлечения, потому что он банально устает.
- А если речь идёт об общении, то не забывайте, что в современном мире навыки виртуального общения не менее важны, чем реального.
Тут же обратимся к возрастной категории:
Если ребенок смотрит фильмы/мультфильмы, то нужно понимать, что у детей 5-9 лет при просмотре картинок со скоростью 24 кадра в секунду мозг выделяет специальный гормон, тормозящий восприятие.
Соответственно, если делать ребенка киноманом с такого возраста, то у его мозга выработается привычка выделять это тормозящее вещество, что ни к чему хорошему не приведет.
Что касается игр, то тут всё позитивнее: здесь удачно коррелирует взаимосвязь мозга и реакция тела, работает мелкая моторика и мозг не затормаживается. Детям до 3х лет можно давать побаловаться с игрушками до часа (нет, не ночи), до 11 лет – не более двух-трех часов.
Про зрение. Я, безусловно, не эксперт, поэтому прикладываю лишь ту информацию, которую проверили врачи
Из этого следует, что нужно выбирать более качественную технику с большим экраном и удобным интерфейсом.
Не вините интернет во всех грехах. Если ребенок не знает, чего он хочет в свои 16 – это абсолютно нормально. В конце концов, вспомните себя в этом возрасте. Поймите, что вы РЕАЛЬНО можете способствовать развитию ребенка, если поищете вместе с ним интересные курсы, тесты, образовательные порталы.
Это далеко не полный список решения проблемы, поэтому прошу дополнить своими вариантами в комментариях.
Очень важно помнить одну простую истину: дети смотрят – дети повторяют. Прежде всего, помните, что вы подаете пример, и если вашему ребенку мир кажется скучным и неинтересным, не стоит говорить о том, что всему виной «компутеры». Возможно, ребенок просто копирует вашу модель поведения.
Всем большое спасибо за прочтение и, как всегда, оставайтесь с нами…