В сегодняшней статье пойдёт речь о железнодорожном транспорте на юге республики Башкортостан. Только личные рассуждения и факты.
Все, кто хоть как то следит за развитием железнодорожного транспорта, последнее десятилетие давно заметили, что курс пассажироперевозок у РЖД заточен на развитие маршрутной сети только вокруг крупных и значимых центров нашей страны, такие как Москва и область, Санкт - Петербург и Ленинградская область, Нижний Новгород, район Сочи и пр. На втором плане идёт развитие маршрутной сети вдоль региональных центров, и тех, только более крупных. Периферия кроме как сокращения и полной отмены пассажирского и пригородного движения практический нечего в этом плане и не наблюдает. Сегодня конкретно пойдёт речь про мои родные места, мой родной участок Оренбург - Уфа.
Не буду совсем углубляться в Советское время, когда на данную линию пришёл самый бум пассажирских и пригородных перевозок, тогда были условия другие, личного транспорта было мало. Затронем только лишь последние десятилетие, в котором произошли самые это на мой взгляд самый актуальный период.
Рассмотрим таблицу отменных пассажирских и пригородных поездов (составлено лично) в период с 2010 по 2020 год:
Начну с пассажирских поездов дальнего сообщения. Из вышеприведённой таблицы я не беру во внимание только поезд Кумертау - Учалы, т.к. маршрут данного поезда очень сложный и связывает только местные города, в наше время такой маршрут сделать рентабельным и имеющим право на жизнь практический не возможно. Зато на мой взгляд другие маршруты нужны местному населению и могли бы быть вполне жизнеспособны если бы не политика ФПК (дочерней компании ОАО РЖД) по искоренению маршрутов такого рода и безразличию властей республики Башкортостан по данному вопросу. Поезда Кумертау - Санкт - Петербург (одна группа) и Кумертау - Москва, Нижневартовск и Новый Уренгой (другая группа) представляли собой группы беспересадочных вагонов которые следовали до станции Уфа, где производилась их прицепка к основным поездам данных направлений которые формировались также в Уфе. Это были самые популярные маршруты, они давали жителям юга республики без пересадки добираться до Москвы (транзитные крупные города Ульяновск, Рязань), Санкт - Петербурга (транзитные крупные города Ульяновск, Нижний Новгород, Иваново, Ярославль), Новый Уренгой и Нижневартовск на которых люди ездили на север, на заработки. Думаю не для не секрет что большая часть работоспособного населения работает на севере по вахтам. Поезд Уфа - Оренбург был ночным, и был удобен тем, кто мог ночью в него сесть, поспать и утром оказаться в Оренбурге и наоборот. В наше время этот маршрут также был бы актуален для студентов и других слоёв населения используя в данном поезде сидячие вагоны и плацкарт для достижения не высокой цены.
После отмены пассажирских поездов, в РЖД, Минтранс РФ, в правительство республики Башкортостан не однократно мною направлялись обращения с просьбой возобновить пассажирское сообщение в прежних объёмах, на что как у нас водится в России моё обращение по ступенькам спускалось вниз: Минтранс РФ - Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству Башкортостана - Федеральная пассажирская компания; Правительство республики Башкортостан - Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству Башкортостана - Федеральная пассажирская компания . В течении восьми лет в ответ на мои обращения поступали одни и теже ответы, практический запятая в запятую, только менялись фамилии и росписи руководителей.
Не знаю какими данными руководствуется руководство Федеральной пассажирской компании. Я ездил в этих вагонах в Санкт - Петербург, провожал родственников в Москву и на север. Заполняемость на нашем только участке составляла уже более 70%. Это был один вагон на Санкт - Петербург, три на Москву, и вроде по два было на Новый Уренгой и Нижневартовск. Все они были заполненные на нашем участке более чем на половину! Кстати, в прошлых обращениях мне был предложен вариант ехать в Уфу на нужный мне поезд на пригородном поезде со ст. Салават (город моего проживания) с пересадкой по станции Стерлитамак. Это на минуточку пригородные поезда идут со всеми остановками и время в пути получалось более пяти часов при том что я утром выезжаю из Салавата и только в обе приезжаю в Уфу. На Питер с таким ракладом уже не успеваешь, на пригородном в Уфу приезжаешь в обед, поезд на Петербург уходит уже около 12-ти дня. Московский и северные поезда придётся ждать весь день. И как ещё было написано в данном ответе: "Был направлен запрос об увлечении пригородных поездов на участке Кумертау - Стерлитамак - Уфа". Прошло уже шесть месяцев, не один дополнительный пригородный поезд назначен не был.
В заключении по пассажирским поездам хочу сказать что по моему скромному мнению нужно возвращать движение поездом по нашему участку по основным направлением (которые ранее и были) в Москву, Санкт - Петербург и на север. В летнее время с возможностью добавление южных направлений. Думаю данные маршруты пользовались бы спросом, ведь только по грубым подсчётам в городах (Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Мелеуз и Кумертау) вдоль железной дороги живёт более 600 000 человек (не считая посёлком и деревень), а это население среднестатистического регионального центра (города) в России. Сейчас пассажирское сообщение представляет из себя поезд в Андижан по вторникам и в Ташкент по субботам Узбекского формирования. Данным поездом пользуются преимущественно только тех страны бывшего СССР через в и которые он едет.
Про пригородные поезда скажу чуть меньше. Возьму за пример участок Салават - Кумертау, т.к. в данный момент тут присутствует только одна пара пригородных поездов в виде РА1. На участке Стерлитамак - Уфа ситуация гораздо получше. В Советское время тоже копать не буду. В последнее десятилетние, а примерно в 2010 году была попытка организовать стабильного пригородное сообщение между вторым (Стерлитамак) и третьим (Салават) городом по величине в республике Башкортостан. В довесок уже к существующей паре пригородных поездов Стерлитамак - Кумертау было назначено 2 пары пригородных поездов Салават - Стерлитамак в исполнении рельсовыми автобусами РА1. Только к сожалению этот эксперимент прожил не более чем пол года и поезда были отменены. По моему мнение это произошло в результате того, что в то время начали развиваться пригородные автобусные перевозки в Стерлитамак. Дальше была попытка назначить вторую пару пригородного поезда Стерлитамак - Кумертау, что но мой взгляд было очень удобно. В довесок к тому поезду, что жив по сей день который утром едет с Кумертау в Стерлитамак, а вечером обратно был назначен поезд который ходил наоборот, т.е. утром с Стерлитамака в Кумертау, а вечером обратно. Это очень было удобно тем, кому нужно было ездить в сторону Кумертау. Но к сожалению данный вариант тоже прожил всего несколько месяцев и был отменён. И последнее что было предпринято с пригородным движением у нас на участке, это ускоренный поезд Кумертау - Уфа - Кумертау. Попытки его развивать были аж два раза, в 2012 и 2014 году. Поезд выходил из Кумертау рано утром и с миминамальным количествам остановок (в 2012 остановки были только в городах и на станциях Белое Озеро, Карламан и ещё несколько перед Уфой, а в 2014 на всех станциях и разъездах, т.е. кроме о.п.). Как в 2012, так и в 2014 маршрут прожил только несколько месяцев. В 2012 это была осень, в 2014 лето. На мой взгляд провальность данного маршрута была в связи с плохим подходом к его организации. В 2012 он в Уфу приходил слишком поздно, что то около 11 часов дня и уезжал рано, в 16-17 часов вечера. За это время и на учёбу не успеешь, работать люди тоже начинают раньше, а заканчивают позже. Дела тоже трудно успеть сделать в такой промежуток времени. В 2014 поезд выходил рано, в Салавате он был около 5 утра, а в Уфу приезжал вроде в 9-м часу утра. И вечером уходил в 6 часов вечера и в Салават приезжал около 22 часов вечера. Вроде время прибытия и отправления в Уфе стало в лучшую сторону, но стоит учесть что поезд шёл очень долго, 4 часа с копейками, когда даже на автобусе можно было доехать часа за 3, максимум 3,5. В 2012 поезд шёл быстрее, около 4-х часов. Разница в том, что в 2012 остановок было минимум и только в крупных населённых пунктах, а в 2014 на всех станциях и разъездах, которые имеют хоть какие нибудь путевое развитие. Плюс к тому поезд просуществовал с мая по 1 сентября, поэтому студентов, которые могли бы обеспечить более половины пассажиропотока на этих поезда не было. В последние годы идёт разговор о реализации экспресса Уфа - Оренбург с продление до Илецка. Данный поезд мог был не только связать два региональных центра, улучшить транспортную остановку на юге региона, но и в летнее время организовать более комфортную доставку отдыхающих на солёные озера курорта Соль Илецка. Но к сожалению на протяжении нескольких лет эта тема неоднократно поднимается на разных встречах руководства, форумах и обсуждениях, но к сожалению дальше разговора нечего не идёт. Вот последнее по теме этого маршрута:
Уже 2020 год, весна, а данным поездом пока даже и не пахнет.
Для самых стойких, кто прочитал всю статью, в заключении хочу написать. Взял я к рассмотрению эту часть региона не только потому что я здесь проживаю и это важно не только для меня, но и для других жителей юга Башкортостана. Если разглядывать другие участки Куйбышевской железной дороге нашей республики, то мы увидим, основное движение пассажирских пригородных и пассажирских поездов происходит на участке Аша - Уфа - Абдулино. Но и другие участки не на столько обделены, на участке Уфа - Туймазы присутствует устойчивое пассажирское сообщение, ходят поезда на Петербург, Москву и в летнее время в южном направлении, до станции Кандры имеется хорошее пригородное сообщение. В направлении Уфа - Белорецк имеется поезд Сибай - Уфа с группой вагонов Магнитогорска которые едут в Москву, т.е. у жителей той части республики есть возможность там сесть на Мосеовские вагоны, также круглогодично ходит поезд Красноярск - Адлер, он даёт возможность добраться до южной части России. Устойчивое хорошее пригородное сообщение имеется до станции Инзер и Белорецк. И только в нашей части республики, где находятся одни из самых больших городов в Башкирии и других не малозначимых городов пассажирское железнодорожное сообщнице по основным маршрутам в России отсутствует. Людям что бы куда то уехать поездом обязательно приходится ехать в Уфу, подвергая себя дополнительным неудобствам, а порой и опасности. После Стерлитамака в сторону Кумертау пригородное пассажирское сообщение и вовсе на грани вымирания.
Кто не равнодушен к этому, кто прочитав мою статью солидарен со мной, кому это важно предлагаю внести посильный вклад в попытки восстановления железнодорожного пассажирского сообщения на юге республики Башкортостан в следующем объёме:
Назначить пассажирские поезда (либо группу беспересадочных вагонов как это было ранее):
Кумертау - Москва
Кумертау - Санкт - Петербург
Кумертау - Новый Уренгой
Кумертау - Нижневартовск
Кумертау - Адлер / Анапа (в летнее время)
Либо поезда этого же направление с Уфы через Оренбург или наоборот.
Назначить пригородные поезда и межрегиональные экспрессы (в ведении Башкортостанской ППК)
Кумертау - Стерлитамак (утром в Кумертау, вечером в Стерлитамак)
Уфа - Оренбург (с перспективой продления до Илецка в курортный сезон)
Как это сделать?
Написать официальные обращения от своего имени или от имени группы людей в приёмную генерального директора Федеральной пассажирской компании (по поездам дальнего следования) ivanovpv@fpc.ru ; в приёмную Башкортостанской пригородной пассажирской компании )п вопросам пригородных пассажирских перевозок) info@bppc.ru и на сайт Госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству республики Башкортстан (по всем вопросам развития пассажирских перевозок железной дорогой на юге республики) можно через сайт: https://letters.openrepublic.ru/
Также обращение можно направить почтой России:
По вопросам поездов дальнего следования в Федеральную пассажирскую компанию по адресу: 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34 на имя Иванова Петра Валерьевича
По вопросам пригородных пассажирских перевозок: 450095 г. Уфа, ул. Центральная, д. 13 на имя Игоря Геннадьевича Поляева
По всем вопросам в Госкомитет по транспорту РБ: 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Советская, д.18 на имя Мухаметьянова Тимура Рафисовича