Памятник-монумент на 41-м километре
На 41-м километре Ленинградского шоссе на высоком насыпном холме стоит всемирно знаменитый памятник павшим героям Московской битвы 1941 года, известный в народе под названием «Штыки». Приглядимся к нему внимательней. У подножия памятника по бронзовому кругу надпись: «Никогда Родина-мать не забудет своих сыновей». Чуть левее – выбитый в бетоне триптих. В первой части триптиха – голова воина в каске, во второй части – пробивающийся сквозь камень росток. В третьей, самой большой части триптиха, надпись:
1941 ЗДЕСЬ ЗАЩИТНИКИ МОСКВЫ, ПОГИБШИЕ В БОЯХ ЗА РОДИНУ, ОСТАЛИСЬ НАВЕКИ БЕССМЕРТНЫ
С правой – сравнительно пологой – стороны холма к вершине ведёт тропинка, на ней растёт особая трава… Этот памятник включён в герб нашего города. Работа над памятником-монументом началась ещё в середине 1960-х годов, когда руководителем зеленоградских архитекторов стал Игорь Александрович Покровский. Он держал в голове весь план города, который включал в себя как архитектурные, так и чисто художественные решения. Он и пригласил для создания памятника скульптора Евгению Андреевну Штейман-Деревянко и художника-монументалиста Алексея Георгиевича Штеймана. Вот что вспоминает об этом их дочь, Елена Деревянко-Шерстюк, член Союза художников России, окончившая знаменитую «Строгановку»:
«Это действительно было непросто, так как все крупные заказы, что тогда, что сейчас, получали академики или хотя бы заслуженные деятели искусств, приближенные к Министерству культуры или власти. Ни тем, ни другим мои родители отмечены не были. Вероятно, сыграл свою роль тот факт, что Зеленоград был городом в городе. Руководитель творческой бригады – главный архитектор города Игорь Александрович Покровский – пригласил молодых талантливых скульпторов и вместе с ними мужественно, почти десять лет рука об руку, создавал мемориальный комплекс… Хотя я в то время была школьницей, хорошо помню, что работали все коллективно: архитекторы И.А. Покровский, Ю.А. Свердловский и мои родители – исполнители художественного решения. Обсуждению подлежали и архитектурные концепции, и многочисленные эскизы. У меня в мастерской на антресолях до сих пор лежат пухлые папки с рисунками-эскизами. Сколько их – десятки, сотни? Родители сохраняли только те, что достойны обсуждения. «На бумаге» работа шла несколько лет… Задолго до рождения мемориала в бронзе и бетоне родители возили нас с братом на 41-й километр Ленинградского шоссе. Здесь, напротив Панфиловского проспекта, по другую сторону шоссе, была братская могила. Пока мы бродили по лужайкам, они делали наброски в альбоме, мысленно примеряли, как впишется мемориал в местность. Времена были тяжёлые. Идеология довлела во всех областях – от народного хозяйства до искусства. Нужно было рассмотреть все возможные ракурсы барельефа, чтобы даже солнечная тень не могла внести изменения в композицию, создав нестандартную ситуацию. Позже наблюдали мы и за строительством, когда приёмная комиссия дала «добро», и строители приступили к планировке. Говорят, что землю на курган возили со всех строительных площадок Зеленограда. Это тоже символично. Земля, где проходили бои, где остановили натиск немецко-фашистских войск, рвущихся к Москве, стала органичной частью мемориала. Строительство завершили летом 1974 года. В годовщину Парада Победы, 24 июня 1974 года, состоялось торжественное открытие мемориала. На 27-метровом искусственном кургане взметнулся ввысь 42-метровый обелиск – сомкнутые штыки. Никаких помпезных материалов – бетон и бронза – торжественность и скромность. Прямые линии штыков, славно застывшие звуки реквиема. Памятник символизирует бастион, у которого враг был остановлен. А дальше… Как ни странно, молчание. Думаю, это была месть верхушки Союза художников СССР за заказ, который прошёл «мимо». Скульпторы А. Штейман и Е. Деревянко так и остались неизвестными, как и тот солдат, которого они изваяли для монумента. А ведь в стране было не так уж много монументальных памятников: в Бресте, на Мамаевом кургане, в Новосибирске. Вот, пожалуй, и всё». (Материал взят из газеты «Панфиловский проспект», 21 марта 1998 г., главный редактор Марина Огородникова, автор – Александр Миль).
Комиссия, которая принимала памятник, предъявила претензию: штыки, мол, урезанные, нет в них того острия, которому надлежит быть.
«Часов пять шёл спор художников с комиссией в кабинете начальника управления «Зеленоградстрой» С.Дементьева. Одни говорят – оставить как есть, другие – наращивать штыки. Когда все охрипли до немоты, вышел вперёд начальник СМУ на Южной промзоне И. Коган и говорит: «Как вы считаете, я большой или маленький?». Все переглянулись. Ростом он был мелковат. А он продолжает: «Так вот, ни один дурак за всю жизнь не хотел меня вытянуть. Принимали таким, как есть». Народ «грохнул». А отсмеявшись, подписали акт приёмки комиссии. Вытягивать штыки никто не хотел» (вспоминал Л.Д. Геращенко).
Не всё из задуманного удалось выполнить… На 41-м километре планировался центральный въезд в город, здесь намечалось создать площадь с высотными домами и круглым зданием филиала Музея обороны Москвы. Не позволили…
В 1974 году поэт Сергей Островой, автор более 40 поэтических сборников, написал стихотворение, положенное на музыку композитором Марком Фрадкиным.Наибольшую славу С. Островой приобрёл как поэт-песенник. На его стихи написаны такие песни, как «В путь-дорожку дальнюю», «Жди солдата», «Зима (Потолок ледяной…)», «Песня остаётся с человеком» и др.
Ритм города-74
Импульсы зеленоградской энергии продолжали расходиться по всему Советскому Союзу… В 1974 году был создан научно-производственный комплекс во главе с заводом «Микрон»: туда вошли предприятия электроники Азербайджана, Грузии, Литвы, Молдавии. По этому поводу приведём интересную реплику главного военпреда зеленоградского Научного Центра К.В. Яковлевского (газета Зеленоград сегодня», №24 (81), 19 июня 1997 г.):
«Сидим мы как-то в кабинете А. Пивоварова: я, он, А. Шокин и П. Сугробов (генерал-лейтенант, отвечавший в Минобороны за элементную базу). И мы с генералом подбрасываем Александру Ивановичу крамольную мысль: зачем так распылять средства? Зачем разносить микроэлектронику по всей стране, даже там, где базы-то для неё никакой нет? Шокин посмотрел на нас эдак с высоты своего министерского положения и говорит: «Ничего вы не понимаете. Важно обеспечить занятость рабочей силы в регионах». Мне, конечно, такой аргумент и в голову не приходил».
Тогда же, в 1974 году, был построен с помощью зеленоградских специалистов Солнечногорский электромеханический завод, явившийся копией, только более совершенной, зеленоградского «Компонента». Работал он, как и «Компонент», в основном на оборону и космос.
В 1974 году в Зеленограде был создан первый микропроцессор; тогда же на предприятии «Элас» он был использован в качестве бортового компьютера (название компьютера – «Салют-3М») на советских космических аппаратах, в том числе на долговременной пилотируемой станции «Салют-4», запущенной 26 декабря 1974 года. Американцы стали использовать бортовые микропроцессоры в космосе на 4 года позже нас.
В феврале 1974 г. количество дипломированных инженеров, выпущенных МИЭТом, превысило тысячу человек: 740 человек защитили дипломы на дневных факультетах и 343 – на вечернем факультете. Именно они определяют сейчас развитие микроэлектроники в нашей стране.
Заведующий кафедрой интегральных полупроводниковых схем, директор НИИМЭ, член-корреспондент АН СССР К.А. Валиев стал лауреатом Ленинской премии в области науки и техники.
В начале ноября 1974 года в Зеленограде на автобусных маршрутах впервые в Москве был введён бескассовый метод обслуживания пассажиров. Организатором этого метода был начальник отдела пассажирских перевозок Л.М. Отрохов Вот когда Зеленоград стал «вечным городом»… московских экспериментов.
До 1974 года Зеленоград снабжался исключительно артезианской водой. Но город рос: количество жителей к 1974 году приблизилось к 80 тысячам человек, предприятия увеличили свои требования к потреблению воды. И тогда было решено подключить линию водовода от московской водопроводной станции – это речная вода. С тех пор в Зеленограде – смешанная вода (речная с артезианской) с некоторой вариацией по микрорайонам. Это потребовало, в свою очередь, создания комплексной системы контроля и управления городским водопроводным хозяйством. Понадобился компьютер. А тогда (это 1974 год!) на всё жилищно-коммунальное хозяйство страны выделялось по два компьютера в год. Повезло, что Зеленоград – город электроники. Компьютер выделили, и с его помощью был налажен сбор информации и установлено управление объектами системы водоснабжения непосредственно с диспетчерского пульта. Эту систему взяли потом на вооружение многие города нашей страны.
В ноябре 1974 г. военкомат справил новоселье в корп. 01 по ул. Юности, где раньше располагались органы местной власти. Здесь, на 5-м этаже разместились комната дежурного, агитпункт, призывной участок и рабочие кабинеты. В обустройстве военкомата, повышении его мобилизационной готовности активно помогало руководство города, предприятия электронной промышленности. Ветераны-сотрудники военкомата вспоминают о том, как непросто шло внедрение новых передовых систем в организацию мобилизационной готовности. Так, военным комиссаром г. Москвы была поставлена задача значительно сократить время оповещения личного состава. На просьбу В.Кокурова создать такую систему первым откликнулся НИИМП, который возглавлял тогда Г. Гуськов. Такая система была создана, она получила кодовое название «Ключ» и позволяла в два раза сократить время оповещения. Но нашлись бюрократы, которые потребовали многочисленных согласований для её внедрения. Только благодаря вмешательству первого секретаря РК КПСС Л. Ливенцева, система была быстро внедрена. С тех пор Зеленоградский военкомат занимал первые места по времени оповещения среди других округов Москвы. Это было не единственным достижением зеленоградцев.
Шла подготовка к празднованию 30-летия Великой Победы. В школах Зеленограда активно создавались музеи боевой славы, велась большая работа в кружках и секциях юных следопытов, школы становились центрами военно-патриотической работы, которым военкомат очень деятельно помогал. Очень популярны были военно-спортивные игры «Орлёнок» и «Зарница». Примечательно, что военно-патриотические лагеря для подростков, в том числе и для трудных, которые пользуются сейчас в Зеленограде большой популярностью, впервые были организованы именно в то время на базе военно-морской части, дислоцирующейся в Алабушево.
В 1974 году в Зеленограде была образована школа бокса (располагается в 8 микрорайоне, корпус 813). В 1975 году тренерскую работу в этой школе возглавил мастер спорта, чемпион России, дважды чемпион Советского Союза Юрий Михайлович Бражников. Вместе с ним приехал его талантливый юный ученик Женя Горстков, ныне заслуженный мастер спорта по боксу, двукратный чемпион Европы, четырёхкратный абсолютный чемпион СССР, кандидат педагогических наук. Ежегодно в школе бокса занимаются около ста подростков. За период 1975-2003 гг. школа подготовила шесть мастеров спорта, несколько десятков кандидатов в мастера.
В 1974 году по соседству с Зеленоградом, в Доме метролога посёлка Менделеево супруги Людмила Алексеевна и Владимир Николаевич Коченовы организовали народный театр. Позже они связали своё творчество с ДК «Зеленоград». Владимир Николаевич Коченов стал художественным руководителем ДК, Людмила Алексеевна Коченова стала преподавать режиссуру и актёрское мастерство в Университете культуры и искусств, репетиционная база которого – ДК «Зеленоград».