На днях (в конце февраля 2020) посмотрел очень интересный документальный фильм "Итигэлов. Смерти нет" (продюсер Т.Шестопалова, режиссёр А.Линич, редактор А.Семёнова, вед. А.Мллянов ) — о Даши-Доржо Итигэлове, 12-м Панди Хамбо-ламе (13 мая 1852 — 15 июня 1927), цитирую аннотацию (НТВ):
" Феномен "вечной жизни" и уникальная история Хамбо Ламы Итигэлова. Родившийся в конце XIX века Итигэлов заранее предсказал дату своей кончины и завещал ученикам поднять свое тело из места погребения ровно через 75 лет после смерти. И это было сделано: 10 сентября 2002 года несколько буддийских монахов достали из захоронения на кладбище под Улан-Удэ саркофаг почитаемого Ламы. После вскрытия все присутствующие были поражены: Лама Итигэлов сидел в позе лотоса, как и 75 лет назад; ни одежда, ни тело усопшего не истлели, сохранившись в первозданном виде. После изучения биологических образцов тканей Ламы ученые и медики единогласно пришли к выводу, что это — живая материя ".
Ну, "живая материя" — неточное и корявое выражение, в буддизме есть состояние, следующее за "самадхи" (уход в "нирвану"). Но, как считают некоторые современные буддисты, Даши-Доржо Итигэлов к 1927 году сумел настолько усовершенствовать свои практики самадхи и нирваны, что смог преодолеть даже порог за нирваной и впал в то беспрецедентное и ранее неизвестное даже в практиках буддизма состояние, в котором находится и пол сей день (при этом творя чудеса многим десяткам из тех людей, кто пришёл к нему) .
В этой статье я коротко излагаю историю жизни Итигэлова до и после ухода в нирвану (в 1927 году), и после выполнения его завещания и явления его в новом качестве в 2002 году — конечно, не только по фильму "Итигэлов. Смерти нет", но и по другим источникам. Но обо всём по порядку.
Детство и юность, образование
Даши-Доржо Итигэлов родился 13 мая 1852 году в местности Улзы Добо (недалеко от современного улуса Оронгой Иволгинского района Республики Бурятия. Не все биографы считают дату 13 мая точной, но
год рождения не оспаривается никем. Рано лишившись родителей, около пяти лет пас овец у богатых соседей. С детства отличался целеустремлённым и независимым характером. В возрасте около 12 лет объявил себя воплощением хамбо-ламы Дамба-Доржо Заяева (1710-1776 гг) — первого ламы из Бурятии, получивший религиозное образование в Тибете и приобретшего ученую степень. Он был первым главой бурятских лам (Пандито Хамбо-лама, Старший монах, Учитель), утверждённым в столице Российской империи (сначала императрицей Елизаветой, а затем Екатериной II). Через много лет (в начале ХХ века), уже будучи хамбо-ламой, он указал точное место, где под землёй нашли затем личные вещи ламы Заяева, что по буддийским традициям явно подтверждало его прежнее воплощение. Но ещё и до этого авторитетные буддистские ламы не только подтвердили слова мальчика о его прежнем воплощении в XVIII веке, но и определили его первое воплощение на Земле в теле одного из первых семи учеников Будды (и его преемника) Кашьяпы (родился за несколько лет до Сиддхартхи Гаутамы (Будды), около 560 года до н.э.)
Буддистскую версию биографии Кашьяпы (Махакашьяпы) можно прочитать, например, в статье Википедии "Махакашьяпа", но зороастрийцы (в том числе и современные) считают его (Кашьяпу, или Касьяпу) своим мобедом (жрецом), последователем Зардешта в Индии. По зороастрийской версии, сам Сиддхартха Гаутама (ещё не имея своих учеников) пришёл к уже известному тогда в Индии мобеду Касьяпе с просьбой стать его (Касьяпы) учеником. Это очень интересная, но длинная (для этой статьи) история, и я расскажу её в другой отдельной статье. А сейчас вернёмся к Даши-Доржо Итигэлову.
Он начал своё образование и изучение буддизма примерно в 12 лет (в Анинском дацане, примерно в 1865 году) и, как положено в буддистской практике, продолжал учиться в течение последующих 28-ми лет (по другим данным 23-х лет), в том числе медицине в Тамчинском дацане. Только в 1898 году он вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию, одновременно исполняя другие обязанности в соборном храме.
Далее цитирую по статье Википедии "Итигэлов":
"В 1904 году Итигэлов стал шэрээтэ (настоятелем) Янгажинского дацана. Были возведены дуганы Чойра и Дэважин в целях совершения добродетели воинов, погибших во время русско-японской войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Итигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения. Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.
Весной 1911 года в Тамчинском дацане из числа десяти претендентов Итигэлов был избран двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири".
Уточним здесь, что "Пандито" это титул главы буддистов России, — и в феврале 1911 года Итигэлов впервые побывал в Санкт-Петербурге и на аудиенции с Николаем Вторым как раз и был утверждён Пандито Хамбо Ламой Восточной Сибири (после избрания таковым в Тамчинском дацане). Как отмечено в документальном фильме "Итигэлов. Смерти нет", уже в этой должности главы буддистов Восточной Сибири он приезжал в Санкт-Пе6тербург ещё раз в 1913 году, на празднование 300-летия Дома Романовых — и подарил всем членам семьи Николая Второго обереги (наследнику Алексею — оберег от неожиданного ранения или смерти).
Тибет, буддизм и Николай Второй
Вообще стоит хотя бы немного подробнее рассказать здесь о связях царской России (Александра Третьего и Николая Второго) с Тибетом. Если говорить о буддизме, то со времен императриц Елизаветы и Екатерины II буддисты, — буряты, монголы, а в конце XIX века и тибетцы — почитали русских царей как воплощение Белой Тары, Бодхисаттвы — защитницы религии, страны и человека. Но почти до конца XIX века связей между Россией и Тибетом практически не было
Известно, что как раз в последнее десятилетие XIX века отдельные небольшие группы исследователей-разведчиков направлялись в Тибет в ходе т.н. "Большой игры" между Англией и Россией за раздел сфер влияния на Дальнем Востоке. Пётр Бадмаев предлагал свои весьма авантюрные планы сначала Александру Третьему в 1890 году (проект "О присоединении к России Китая, Тибета и Монголии"), и затем Николаю Второму в начале января 1904 года. Эти планы стали известны англичанам и японцам и вызвали их резкое противодействие.
Кстати, другой известный бурятский буддист, Агван Лобсан Доржиев (1853-1938), который в числе семи высших учёных лам состоял при Далай-Ламе XIII, участвуя в его обучении буддийской философии и литературе. — Агван Доржиев ещё в 1896 году побывал в Санкт-Петербурге и встретился с Николаем Вторым, получив от царя часы с монограммой в знак признательности за помощь агентам Петра Бадмаева, путешествовавшим в Лхасу. по возвращении в Тибет Агван Доржиев стал фактически первым (главным) министром двора Далай-ламы XIII, и всюду его сопровождал. С дипломатическими поручениями бывал в Монголии, Китае, Индии, Японии, Германии, Италии, Франции, Великобритании. В 1900 году состоялась новая встреча Доржиева с императором Николаем II, на которой было получено высочайшее согласие на строительство дацана в Санкт-Петербурге. (в районе "Старой деревни" за Чёрной речкой).
Уже в ходе Русско-японской войны, 18 марта 1904 года британский экспедиционный корпус вторгается в пределы Тибета и буквально расстреливает тысячную тибетскую армию во главе с генералом Лхавангом. России теперь уже не до решения «тибетского вопроса». Тринадцатый Далай Лама Тибета спешно покидает Лхасу, стремясь прорваться в Россию, но принужден остановиться в Урге (ныне — Улан-Батор), фактически под полным китайским контролем. Последняя просьба Далай Ламы от 24 ноября 1905 года к Николаю II:
«Великий Государь, как не оставлял ранее своим покровительством, так и впредь не оставляй покорного Тибета»
[Дэви-Ноел Александра. Посвящения и посвященные в Тибете. — СПб.: ОРИС, 1994]
Тем не менее, "большая политика" диктует свои законы: 31 августа 1907 года Англия и Россия подписывают договор, в соответствии с которым Тибет «представляет сферу интересов Великобритании», а Монголия — России. МИД России отзывает из Тибета команду своих агентов (Бадмажапов, Бимбаев, Дибданов, Дылыков, Галсаков и др.). Тем не менее, связи с Тибетом не были утеряны. В 1909 году началось строительство Дацана в столице империи, в 1913 году там были проведены первые обряды и службы. Церемония освящения состоялась в 1915 году, на ней присутствовали представители правительств Николая II, и трёх буддийских стран: Далай-ламы XIII, сиамского короля Рамы VI и монгольского Богдо-гэгена VIII.
В этом рассказе стоит упомянуть и загадочную надпись на обороте одной из икон, принадлежавших императрице Александре Фёдоровне (цитирую по описи вещей, найденных следователем А.Колчака, Н.Соколовым в Доме Ипатьева после убийства царской семьи):
"143.Образ Спаса Нерукотворного, малого размера; на обротной стороне надпись по-английски, в которой, однако, представилось возможным разобрать лишь несколько слов, не передающих всего смысла, и дата: “10 мая 1909 года”.
[Соколов Н.А. Убийство царской семьи. — М., 1991 ]
Позднее (в 1924 году в Париже) полковник Кутепов расшифровал эту надпись, отчего, впрочем, она стала ещё более загадочной: "Зелёный Дракон, Вы были абсолютно правы". Вероятно, эта надпись была сделана в связи со встречей с Агваном Доржиевым (который в марте того года приобрёл участок земли для строительства Дацана), а также с Петром Бадмаевым и ещё некими буддистами, так как известно, что именно в эти майские дни 1909 года строительство Дацана было приостановлено для решения организационных вопросов на высшем уровне. Вероятно, Александра Фёдоровна принимала участия в решении этих вопросов, — но вряд ли надпись была сделана в связи с организацией строительства. Тут что-то другое, и эта загадка остаётся.
***
Однако, мы слишком отвлеклись от судьбы главного героя нашего рассказа, от Даши-Доржо Итигэлова. Ещё одна цитиата из статьи о нём в Википедии (с сокращениями):
"После начала Первой мировой войны по инициативе Пандито Хамбо-ламы в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество для помощи фронту. <...> В 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, награждён российским орденом Святой Анны II степени. В июле 1917 года на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан. "
Мы постепенно приближаемся к самым трудным и самым загадочным, к последним годам "обычной" (до входа в нирвану) жизни Даши-Доржо Итигэлова (1917-1927), но это уже во второй части этой статьи.
Продолжение смотрите здесь:
Хамбо-лама Итигэлов. Часть 2: Что "сказал" Итигэлов Путину в апреле 2013 года?