Общественный транспорт в Хельсинки гораздо доступнее, чем принято о нем думать. Разъясняем нюансы.
Автобусы и трамваи
Начнем с наземного транспорта. Он российским туристам нравится по целому ряду причин. Во-первых, у него очень густая сеть. Во-вторых, многие маршруты пролегают по живописным хельсинкским местам и одаривают дополнительной экскурсией по городу. В-третьих, автобусы и трамваи в Хельсинки очень удобные: в них не бывает давки, и они ходят строго по расписанию (опоздания крайне редки).
В Хельсинки и в пригородах действует четыре зоны: A, B, C, D. В зависимости от маршрутов и билетов, они могут по-разному сочетаться между собой. Каждая зона означает определенную часть города. А – центральная часть финской столицы. В – восточная и западная часть Хельсинки, районы, граничащие с Эспоо и Вантаа, а также частично эти два города и муниципалитет Кауниайнен. Зона В соответствует третьему транспортному кольцу Хельсинки. С – это остальная часть Эспоо и Вантаа. Наконец, зона D – это более отдаленные пригороды столицы: Туусула, Керава, Киркконумми и Суинтио.
Понятно, что чем больше зон охватывает поездка, тем она дороже. И здесь уже все зависит от билетов, которые вы покупаете.
Билеты
Покупать билеты на наземный транспорт можно разными способами. Три самых распространенных и приемлемых для туриста – это через автоматы HSL, в магазинчиках R-kioski и у водителя, если вы едете на автобусе. Не надо забывать, что в трамвае билет у водителя купить уже нельзя.
Стоимость билета зависит от того, на сколько зон распространяется ваша поездка и от способа покупки. В автоматах HSL билеты стоят дешевле, у водителя дороже. В автоматах можно расплатиться монетами, кредитными и дебетовыми картами, в некоторых автоматах принимаются купюры. С водителем кредитной картой вы рассчитаться не можете, купюры больше 20 евро он также не обязан принимать.
Билет на зону А+В будет стоить 2,80 евро, если покупать в автомате или в R-koiski. Если у водителя, то билет стоит уже 4 евро! Покупая билет у водителя, обязательно говорите, на какие зоны ваш билет должен распространяться.
Далее стоит запомнить, что билет с охватом зон А+В+С и С+D стоит 4,80 евро (у водителя с рук – 6,5 евро). В+С+D – это уже 5,40 евро. А+В+С+D – это 6,50 евро.
Срок действия билетов
Сроки действия билетов зависят также от того, где в их покупаете. В автоматах HSL срок действия на 10 минут дольше. Билет, купленный у водителя, начинает действовать с момента покупки. А сколько это вообще времени?
В зонах А+В, В+С и D продолжительность поездки – 80 минут. То есть за это время вы можете пересаживаться на другие виды транспорта и передвигаться внутри обозначенных зон. По большому счету, вы можете устроить себе большую обзорную экскурсию, если выберете подходящий маршрут. Причем, за 80 минут вы спокойно можете проехаться в оба конца.
С билетом на А+В+С или на С+D продолжительность поездки 90 минут. С билетом, объединяющим все, зоны А+В+С+D срок действия растягивается на 1 час и 10 минут.
Только не забывайте прикладывать билет, купленный в автомате или в киоске к специальному устройству в салоне автобусов и трамваев. Если вы это не сделаете. То будете считаться безбилетником.
Российские туристы часто думают, что их дорогой билет действует только на одну поездку на одном виде транспорта. Просто отследите начало действия билета и спокойно пересаживайтесь с автобуса на трамвай и наоборот – вы свою дорогу оплатили.
Контроль на линии
В финских автобусах и трамваях нет кондукторов, поэтому теоретически вы можете проехать зайцем. Но что вы будете делать, если контролеры зайдут в салон? Как правило, онтролерами работают большие крупные дядьки (часто почему-то лысые), спорить с которыми или убегать от которых бессмысленно. Штраф за безбилетный проезд в Хельсинки составляет 80 евро – дорогое удовольствие.
На самом деле, абсолютное большинство российских туристов оплачивает проезд честно. Случаи, когда российских граждан задерживали как зайцев крайне редки. Наоборот, россияне всегда удивляются, почему в автобусах и трамваях нет никакого контроля. Ну а самое удивительное, что вы можете спокойно спускаться в метро, не предъявляя никому билета. Откуда такая расслабленность? Здесь несколько причин. В Финляндии, как и во многих других демократических странах, считается правильным людям доверять и осуществлять контроль спорадически.
Метро
Хельсинкский метрополитен – это очень простая схема и совсем не разветвленная. Ее с лихвой компенсирует густая сеть наземного транспорта.
Билеты в метро покупаются практически по той же схеме, что и на автобус с трамваями. В автоматах дешевле всего. Действуют автоматы довольно просто (есть английский язык). Разобраться в них может даже ребенок. Цена билета составляет 2,90 евро внутри Хельсинки. Билеты на метрополитен также действуют на автобусах и трамваях на соответствующих зонах.
Еще один способ купить билет на метро: если есть финская симка, вы можете отправить SMS на номер 16355. Сообщение должно содержать очень простое сообщение – А1 (без пробелов). Вам придет билет, а с симки спишется 2,90 евро и срок действия этого билета будет все те же 80 минут.
Россиян часто удивляет отсутствие турникетов и вообще каких-то проверок на вход в хельсинкский метрополитен. Да, можно рискнуть и прокатиться зайцем. Но кто даст гарантию, что в вагон не зайдут контролеры, те самые мужики, здоровые и лысые?
Проездные билеты и Helsinki Card
Очень выгодный способ сэкономить на проезде. Суточный проездной в зонах А+В, В+С или D стоит всего 8 евро. На двое суток – 12 евро, на семь дней – 32 евро.
Покупать проездные также можно в автоматах, в сети R-kioski и у водителей.
Туристы нередко покупают также Helsinki Card на один, два или несколько дней. Она позволяет не только экономить на проезде, но еще и посещать бесплатно многие музеи города. а также дает скидки в некоторых ресторанах. Разновидностей этой карты очень много, совсем уж дешевой она не является, но есть интересные вариации. Выбрать и купить Helsinki Card можно заранее, на специальном сайте.
Игорь Коскинен