Найти в Дзене
Aaron_Sorry

Киноанализ. Дрянные девчонки и выигрышная комбинация.

Есть такая, совсем не новая тенденция, на каждый халтурный кинематографический продукт кидаться фразой «А что еще ожидать? Это же для детей/подростков/попкорна/на один вечер/для неудачного свидания/забить чем-нибудь свободное время и далее по списку. У каждого мейнстримового фильма есть такое волшебное карманное оправдание. Вопросы же о немом согласии зрителя на акт потребления подобного не возникает. А чего еще ожидать? Но тем не менее, в этой огромной потребительской лотерее бывают выигрышные комбинации. И от того их выпадение становится более приятным, потому что ты его не ожидаешь. В итоге возникает такой джекпот, как фильм Марка Уотерса 2004 года «Mean Girls». Что мы имеем на первый взгляд? Подростковая комедия о трудностях выживания в старшей школе. Для усиления вкуса добавляется тройка розово-припудренных змеюк, угрюмо-мешковатых аутсайдеров, горстка гладковыбритых ног в коротких юбках и пучок рыжих волос Линдси Лохан. Что получаем на самом деле? В сюжетный соус дополнительно з
Кадр из фильма "Дрянные девчонки" (2004)
Кадр из фильма "Дрянные девчонки" (2004)

Есть такая, совсем не новая тенденция, на каждый халтурный кинематографический продукт кидаться фразой «А что еще ожидать? Это же для детей/подростков/попкорна/на один вечер/для неудачного свидания/забить чем-нибудь свободное время и далее по списку. У каждого мейнстримового фильма есть такое волшебное карманное оправдание. Вопросы же о немом согласии зрителя на акт потребления подобного не возникает. А чего еще ожидать?

Но тем не менее, в этой огромной потребительской лотерее бывают выигрышные комбинации. И от того их выпадение становится более приятным, потому что ты его не ожидаешь. В итоге возникает такой джекпот, как фильм Марка Уотерса 2004 года «Mean Girls».

Что мы имеем на первый взгляд? Подростковая комедия о трудностях выживания в старшей школе. Для усиления вкуса добавляется тройка розово-припудренных змеюк, угрюмо-мешковатых аутсайдеров, горстка гладковыбритых ног в коротких юбках и пучок рыжих волос Линдси Лохан.

Что получаем на самом деле? В сюжетный соус дополнительно замешиваются грамотно обыгранные шутками стереотипы, метафоры на проблемы диктатуры и власти, анализ механизмов полит технологий, бунтов и революции и даже аллегории на оруэлловский «Скотный двор». И все это, удивительным образом умещается в полтора часа простого сюжета с понятной динамикой.

Как так выходит? У фильма есть одно простое преимущество. От него и правда не ожидаешь подобного. И даже спустя 15 лет, он все еще воспринимается не больше, чем гипертрофированная подростковая комедия с такими же персонажами. И, не постесняюсь сказать, даже эта гипертрофированность играет на пользу сюжету. Герои более чем стереотипные, в более чем типичной ситуации для фильма 2000х. Ты сразу можешь прочитать архетипичного злодея и его миньонов. От главной героини-паиньки не ожидаешь большего. Тут и начинается самое интересное.

Стоит обратить внимание на трансформацию персонажей. За фильм она происходит несколько раз. И процесс перехода из одного статуса в другой способен вызвать восхищение, если присмотреться. Глубокие вопросы о природе власти, ее токсичном влиянии на человека и окружающее его общество. Об этом нас заставляет задуматься не только пластиковая злодейка Реджина, неоднократно использующая манипуляцию, как инструмент подавления духа своих же соратников, но и главная героиня, со временем перенимающая подобное поведение в целях поддержания своего статуса-кво. От подобных принципов не отказывается и Дженис, жаждущая отомстить бывшей подруге Реджине за конфликт со времен средней школы.

Удивительной особенностью фильма является его вневременная читаемость. И это можно, не стесняясь, обозначить, как один из главных плюсов. Помимо крайне глубоких аллегорий на диктатуру, мы также имеем прямое указание на моральный абьюз, способный привести к крайне печальным последствиях. Сверху еще добавляется рассуждение о природе слухов и их влияния на индивидума, тема подросткового булинга и его замалчивания. Вполне возможно, что режиссер, сам того не ведая, попытался выстроить альтернативную модель решения подобных ситуаций и максимально отойти от примера школы «Колумбайн».

Что по итогу? Выигрышная комбинация из, на первый взгляд проходного фильма с симпатичными героями, гармоничного сценария и интересного подтекста создала продукт интересный и для просмотра, и для детального изучения. Скажем так, с таким фильмом достаточно легко не быть ленивым зрителем. Особенно, если присмотреться чуть внимательнее к сюжету и отодвинуть в сторону ленивое «а-что-еще-ожидать» оправдание.