Найти тему
Павел Янчук

Анализ рынка. С чего начать?

Всё начинается с рынка. 

Название рынка - это первый вопрос в разработке позиционирования. И именно ответ на этот вопрос, честный и осознанный, помогает вам сделать первый шаг на пути к успеху. 

Анализ рынка интересует?
Анализ рынка интересует?

Небольшое отступление. В маркетинге любой термин всегда можно рассматривать со стороны бизнеса и со стороны клиента. Так вот, со стороны бизнеса, рынок - это количество денег, которое тратится всеми клиентами, решающими конкретную потребность. А с точки зрения клиента, рынок - это набор мотиваций, или, упрощенно, мотивов, которые заставляют человека встать с дивана и потратить время/деньги/здоровье для достижения какого-то результата. Нам важны именно мотивы, а не результаты. Измерять рынок в результатах в корне не верно, ведь тогда, чтобы забить гвоздь, люди не будут покупать молоток, а восполтзуются микроскопом. Или мы, вместо хлеба, будем кушать муку и запивать водой. Консультанты, особенно те, кто пишет тексты на лендинги или объявления в рекламу, любят показывать результат. 

Но. Очень важное но. 

Занятие по "поиску ниши" для форума "Творческие индустрии"
Занятие по "поиску ниши" для форума "Творческие индустрии"

Все люди врут. Спросите у любого владельца смартфона от Apple, почему он купил именно его, и вы никогда не услышите ответ: "я хотел выпендриться перед остальными". Это результат. Да, честолюбие было одним из факторов к покупке, но если бы сматфон не звонил, не выходил в интернет и не имел камеру - тобишь не обладал измеримой "эффективностью" для решения задачи в рынке смартфонов - его бы никто не купил. 

Обычно люди в нашей стране (и странах бывшего СССР) хотят от бизнеса "всё и сразу", поэтому сами производят товар, сами продают, сами оказывают сервисное обслуживание. Еще и сами делают брендинг (не надо так). А в Америке, например, производят на фабрике, дистрибьютор выкупает партию, складирует и доставляет до розничных точек, магазин продает, а сервис предоставляет стороняя организация. В России такое тоже есть, но только в олигополистичных рынках. Например М-Видео. Телевизор производит завод Samsung в Китае, привозит в Россию "Самсунг Дистрибуция Россия", продает М-Видео, а сервис оказывают аккредитованные сервисные центры. То есть, когда вы определитесь с рынком, вам также нужно понять где вы в "цепочке поставок". 

Цепочка из людей.
Цепочка из людей.

Пару примеров.

Медицинский центр. В голове у собственника медицинский центр - это розничная точка. Но это не так. Медицинский центр - это оптовый игрок, который формирует и предоставляет "продукт" во множество розничных точек: ресепшн, сайт, инстаграм, вк, одноклассники, фейсбук и так далее и тому подобное. 

Еще пример. 

У меня был клиент, магазин одежды. Так вот, когда мы обсуждали рынок, то выяснили, что внутри этого магазина собрано более 40 брендов. А это значит, что это, в голове у клиентов, не магазин - а торговый центр. И значит конкурировать нужно с другими торговыми и торгово-развлекательными центрами. 

А какой рынок у вас?