Найти в Дзене
ПетроПрогноз: история+

Хамбо-лама Итигэлов. Часть 2: апрель 2013 года

Оглавление
Фото нетленного Даши-Доржо Итиэлова (2010 ), из открытых источников (https://ezoterik-page.com/lama-itigelov/)
Фото нетленного Даши-Доржо Итиэлова (2010 ), из открытых источников (https://ezoterik-page.com/lama-itigelov/)

Первую часть статьи смотрите здесь:

"Хамбо Лама Итигэлов (1852-1927): жизнь после нирваны (1927-2002-...) Часть 1: 1852-1917"

Мы начнём эту (вторую) часть с рассказа о другом выдающемся бурятском Хамбо Ламе Агване Доржиеве, который после Октябрьской революции, в 1917 году полностью отдал себя политической и религиозно-реформаторской деятельности в Советской России.

Во время Гражданской войны храм в Петрограде подвергся разграблению, была разбита статуя Будды, сожжены уникальная библиотека тибетских манускриптов и огромный архив Доржиева, посвящённый взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на протяжении 30 лет. Доржиеву удалось реставрировать храм, несмотря на царившую в стране разруху. Доржиев встречался с Лениным и Луначарским, и дискутировал с ними о свободе вероисповедания, культурном строительстве и их необходимости для процветания государства и его граждан. На этих встречах Доржиев подчёркивал, что буддизм — не религия, а философия, что в нём присутствуют общие с коммунизмом идеи (буддийский социализм) ответственности каждого за общее дело.

В 1921 году, в связи с революцией в Монголии, Доржиев побывал там, и составил на монгольском языке автобиографию, изложив её в стихотворной форме (рукописная копия хранится в Рукописном отделе Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН)

Монгольские ламы и революционеры (фото примерно 1921 года, из открытых источников)
Монгольские ламы и революционеры (фото примерно 1921 года, из открытых источников)

Предсказания Итигэлова

На обратном пути в Советскую Россию Агван Доржиев встретился с Даши-Доржо Итигэловым. По легенде, Итигэлов сказал Доржиеву: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки — в живых они Вас не оставят». Агван Доржиев, стремившийся к диалогу с советской властью, в ответ спросил: «Почему не уезжаете сами?». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять».

Агван Доржиев в молодости (справа) и в последние годы жизни (слева). Фото из открытых источников.
Агван Доржиев в молодости (справа) и в последние годы жизни (слева). Фото из открытых источников.

В ноябре 1937 года 85-летний Доржиев был арестован в Бурятии. В 1938 году он скончался в тюремной больнице города Улан-Удэ. Место захоронения неизвестно.

Есть свидетельства того, что Итигэлов не только предсказал гонения на буддистских лам и разрушение храмов, но и то, что после его ухода в разрушенном большевиками Анинском дацане они (большевики) устроят скотобойню, а в некоторых других — конюшни и загоны для скота. А в Тамчинском дацане (где располагалась ранее резиденция главы буддистов Бурятии), большевики использовали как тюрьму.

Фотография Даши-Доржо Итигэлов, 12-й Панди Хамбо-лама (из статьи Википедии "Итигэлов", Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=580489). Фото между 1911 и 1917 гг.
Фотография Даши-Доржо Итигэлов, 12-й Панди Хамбо-лама (из статьи Википедии "Итигэлов", Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=580489). Фото между 1911 и 1917 гг.

Уход в Нирвану

Напомним сначала, что первый глава российских буддистов (Пандито Хамбо-лама) Дамба-Доржо Заяев (также первый бурятский и первый российский буддист, получивший полное классическое буддистское образование в Тибете, и первый глава, утверждённый высшей властью Российской империи, сначала императрицей Елизаветой Петровной, а затем Екатериной Великой), — Дамба-Доржо Заяев прожил около 66 лет (1710-1776), и перед смертью обещал своим ученикам вновь воплотиться на земле. Напомним также, что в начале ХХ века Даши-Доржо Итигэлов точно указал место схрона личных вещей Заяева, после чего был окончательно признан авторитетными буддистскими ламами новым воплощением (в Колесе Сансары) Заева. В свою очередь, Заяев признан российскими буддистами телесным воплощением одного из первых семи учеников Будды (и его преемника) Кашьяпы (родился за несколько лет до Сиддхартхи Гаутамы (Будды), около 560 года до н.э.).

Я напомнил обо всём этом, чтобы мы могли лучше понять духовный путь Даши-Доржо Итигэлова к нирване, и далее, к нынешним чудесам вокруг него в XXI веке. А ведь кроме пути перевоплощений в Колесе Сансары были ещё 28 лет полного классического буддистского образования (включая медицинское), и затем ежедневные многочасовые буддистские практики, и руководство дацаном и учениками, и активное участие в общественной жизни России...

15 июня 1927 года, в возрасте 75 лет, Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Потрясённые монахи молчали, и ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану. Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

После Нирваны

Согласно завещанию, первый раз осмотреть саркофаг надлежало через 30 лет, то есть в 1957 году, но сильнейшая буря 1955 года в тех местах обеспокоила его бывших учеников, и группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн (в переводе с бур. Голубое сердце) с телом Хамбо-ламы Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, ламы провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан. (Здесь и ниже цитирую по сайту "Хамбо-лама Даши-Доржо Этигэгов Буддийские Учителя", а также по статье "Итигэлов" Википедии)

В 1973 году XIX Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев с ламами также осмотрели Хамбо-ламу Итигэлова и убедились в сохранности тела.
7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель улуса Гильбира, указал XXIV Пандито Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву местонахождение Хамбо-ламы Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн. 10 сентября Хамбо-лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Хамбо-ламой Итигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан.
31 октября 2008 года был проведён обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо-ламы Итигэлова. Нетленное тело Учителя было торжественно препровождено в храм.
Иволгинский Дацан, где с 2002 года находится нетленное тело  Даши-Доржо Итигэлова (фото из открытой печати)
Иволгинский Дацан, где с 2002 года находится нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова (фото из открытой печати)

Никто из видевших как бы живое (и тёплое!) нетленное тело Итигэлова в сентябре 2002 года не верил, что покровы тела останутся такими же хотя бы ещё неделю или две. ... Но они остаются такими до сих пор!

Буддийские монахи (и посетители) Иволгинского дацана свидетельствуют, что лицо Итигэлова выглядит не только как лицо живого человека, но мимика его лица меняется, — меняется даже выражение его лица, в зависимости от проходящих в дацане обрядов, а также в зависимости от стоящего перед ним человека. Об этом в документальном фильме "Итигэлов. Смерти нет" говорят многие-многие свидетели или просители — и многие из них рассказывают о чудесах, происшедших с ними вскоре после этого, а то и в тот же день (как выход из долгой комы дочери с простреленной головой, и затем её полное выздоровление), и многое другое, — глуповато было бы пересказывать здесь своими словами всё то, о чём рассказывают в упомянутом документальном фильме паломники и просители Иволгинкого дацана. Они утверждают также, что кому-то Итигэлов кивает, кому-то подмигивает, кому-то улыбается. Но не для всех просителей. Так, Ирина Хакамада рассказывает в этом фильме, что для неё посещение закончилось (если я правильно понял) сильным головокружением, — так что она вынуждена была тут же выйти из храма.

Путин и Итигэлов

Авторы документального фильма "Итигэлов. Смерти нет" утверждают, что в апреле 2013 года Иволгинский дацан посетил В.В. Путин. Ну, вообще говоря, Путин в последние годы нередко бывает в Бурятии на кратковременном отдыхе (вместе с СК. Шойгу). Мы не знаем, что почувствовал Владимир Владимирович "на аудиенции" с Даши-Доржо Итигэловым, или какие "картинки" из будущего показал он Президенту, — но мне почему-то запомнилось, что весной 2013 года в одном из интервью Путин неожиданно заговорил об Украине и уж совершенно неожиданно сказал что-то вроде: "мне и в страшном сне не может присниться, что мы с украинцами будем стрелять друг в друга" (цитирую по памяти, но смысл был именно такой) — весной 2013 года сама эта мысль казалась дикой и абсурдной (почему я это и запомнил). Стоит напомнить, однако, что Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС было парафировано обеими сторонами ещё в 2012 году, и в декабре 2012 года Совет иностранных дел ЕС одобрил заключение относительно Украины, в котором выразил готовность подписать Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС на саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе в ноябре 2013 года. Таким образом, в апреле 2013 года Владимир Владимирович вполне мог мысленно попросить Итигэлова подсказать ему что-то о будущем отношений России и Украины. Конечно, это только лишь мои личные оценочные суждения, и не более того.

Как сообщал в те дни NEWSru.com, в разное время (до Путина) к нетленному телу Хамбо-ламы приезжали президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, глава "Роснано" Анатолий Чубайс, председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко,

Также ещё до визита В.В. Путина, до 2012 года, в Иволгинском дацане побывал Д.А. Медведем (в те годы президент РФ). Конечно, Медведев не мог не рассказать о своих впечатлениях от "встречи" с Итигэловым своему другу (и начальнику) Путину, — и с большой вероятностью мы можем предположить, что впечатления Медведева были настолько сильными и интересными, что Владимир Владимирович запомнил его рассказ, и в апреле 2013 года сам поехал в Иволгинский дацан в Бурятии. Если бы результат встречи Медведева Итигэловым был бы примерно таким, как у Ирины Хакамады (сильное головокружение и бегство из дацана), в этом случае вряд ли Путин стал бы тратить своё драгоценное время на эту поездку.

Вот что писала о том визите В.В. Путина 11 апреля 2013 года "Комсомольская правда" (цитирую только относящееся к общению Путина с Итигэловым):

"На входе Путина встречали, выстроившись в живой коридор, все монахи дацана, преподнесшие ему в знак уважения голубую ленту-хадак. Голубой у монгольских народов цвет неба и одновременно высшей власти. <...> После чего главу государства повели к нетленном хамбо-ламе, но их «общение» проходило без свидетелей. Зато разговор президента с ламами за чаепитием секрета не представлял."
[КП, "Путин побывал у нетленного ламы", автор Дмитрий Смирнов, 11 апреля 2013]

***

Пожалуй, стоит добавить здесь, что В.В. Путин с самого начала своего правления (первый раз примерно в августе 2000 года) не раз встречался с известными в православном мире старцами-провидцами, с третьей попытки (в 2005 году) попал на священный Афон (в Греции), немного ранее в том же году (по слухам) посетил Сатья Саи Бабу в Индии (впрочем, эту информацию необходимо перепроверить).

Похоже, что В.В. Путин получил не меньше предсказаний, чем Николай II. О роли предсказаний в жизни Николая II я писал ранее, смотрите:

Предсказания Николаю II . Часть 1 (Япония, 1891 год); Предсказания Николаю II . Часть 2 (Англия, 1896 год); Предсказания Николаю II. Часть 3 (монах Авель); Предсказания Николаю II. Часть 4 (Серафим Саровский, 1903); Предсказания Николаю II. Часть 5 (март 1905 год, попытка отречения); Предсказания Николаю II. Часть 6 (предсказания Распутина); Предсказания Николаю II. Часть 7 (Тибет, Далай лама, Зелёный Дракон); Предсказания Николаю II. Часть 8 (1914-1916 гг)

Правда, должен отметить, что Николай II сам никогда не искал предсказателей и предсказаний — предсказания как бы сами настигали его, помимо его воли. Ну а В.В. Путин ... — впрочем, об этом как нибудь в другой раз.

Научное изучение феномена нетленного тела Итигэлова

Конечно, вряд ли современная наука может сказать что-то "вразумительное о феномене нирваны (или "пост-нирваны") Хамбо-ламы Итигэлова. Ну, чтобы вы, дорогие читатели, не тратили время на гуглёж в интернете об этом, цитирую ниже сведения по этой теме из статьи Википедии "Итигэлов":

"Феномен нетленного тела Пандито Хамбо-ламы XII позволили изучить учёным.
По разрешению высших буддийских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов — это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников.
… трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет.
Виктор Звягин, зав. отд. идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы[8][9]
Виктор Звягин, заслуженный врач РФ, профессор, в ответ на прямой вопрос корреспондента: «Можно сказать, что лама жив?» ответил: «Нет. Температура тела ниже 20 градусов — абсолютный признак смерти». (Россия, N28, 14.07.2005, с. 11).
Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз[10].
При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью[11], которая «местами нанесла вред его коже — высушила» (по словам доктора Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было)[9]. Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений. Высушенные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни (несколько раз в году). После дней посещения избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5—10 кг и составил 41 кг.
С января 2005 года любые медицинские и биологические исследования тела Итигэлова были приостановлены по распоряжению Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева[6]".

В упомянутом выше документальном фильме феномен Хамбо-ламы Итигэлова сравнивается с "анабиозом" (или "пара-анабиозом"), но, конечно, само по себе это сравнение мало что объясняет.

Я прошу прощения, если в своём рассказе невольно затронул чьи либо религиозные чувства. Я должен сказать также, что все мои комментарии это не более чем мои личные оценочные суждения, и я, конечно, не претендую на знание абсолютной истины.