Покупка машины — волнительное и радостное событие для автолюбителя. Если ваш выбор пал на подержанное авто, помните о деталях:
- Сначала проверяете авто на угон. Как это сделать, мы писали чуть раньше здесь.
- Затем проверяете на залог, кредит и штрафы, чтобы окончательно убедиться в законном состоянии выбранного автомобиля.
- После полноценной проверки приступайте к оформлению покупки и документов собственности.
Мы разобрались для вас в каждом шаге процедуры и предлагаем ознакомиться с результатами в данной статье.
Из чего состоит процедура оформления авто в собственность?
Чтобы оформить покупку и регистрацию транспортного средства, необходимо:
- Оформить договор купли-продажи, акт приема-передачи.
- Поставить новую запись в ПТС.
- Пройти технический осмотр.
- Оформить страховой полис.
- Подать документы в МРЭО ГИБДД для постановки автомобиля на учет.
Шаг 1. Оформление договора купли-продажи и акта приема-передачи.
Скачиваете бланк договора и заполняете собственноручно, вводите информацию на компьютере и распечатываете. Если сомневаетесь в правильности заполнения договора, обратитесь к посредникам, которые за определенную плату оформят договор за вас. Обычно такие компании находятся недалеко от ГИБДД.
Для заполнения договора купли-продажи от собственника авто необходимы сведения 3 документов:
- Паспорт транспортного средства (ПТС).
- Свидетельство о регистрации авто (СТС).
- Паспорт гражданина РФ.
От вас, как от покупателя, нужен только паспорт.
Договор составляется в 3 экземплярах. Подписывается обеими сторонами на всех бланках. Возможно материальное заверение договора, но это необязательно. Это нужно, например, когда машина находится в залоге у банка.
Дополнительно можете составить акт приема-передачи авто, в котором укажете состояние машины по факту, отсутствие претензий у сторон друг к другу, дату и время составления документа.
Альтернатива покупке автомобиля — оформление генеральной доверенности с правом продажи.
Технически продавец отдает машину, получает деньги, но остается владельцем. Это законно. В сравнении с покупкой такая сделка быстрее оформляется, не требует поездки в ГАИ и уплаты пошлину за регистрацию.
Доверенность выдается на 3 года. Если срок не указан — действительна в течение 1 года.
Но! Если решили купить машину по доверенности, помните о следующих деталях:
- Во-первых, советуем покупать машину у хорошо знакомого человека, потому что в любой момент собственник имеет право отозвать доверенность, а это создаст немало хлопот.
- Во-вторых, если вдруг этот человек умрет, у наследников будет полное право забрать машину. Таким же будет исход при разводе продавца с супругом или супругой, если автомобиль был совместно нажит в браке.
Что нужно сделать, чтобы подстраховать себя на такой случай?
Обязательно оформляйте расписку о передаче денег и заверяйте нотариально. Проследите, чтобы у нотариуса остались копии всех ваших документов. Это поможет в спорных ситуациях.
Шаг 2. Внесение записи в ПТС.
После подписания договора купли-продажи в ПТС необходимо внести новую запись. Вписываете фамилию, имя, отчество, адрес постоянной регистрации и дату покупки авто. Далее вносите пометку, что документ права собственности — договор купли-продажи. Ставите дату. Подписываете ПТС как настоящий собственник, а продавец — как прежний.
Что делать, если в ПТС нет места для записи нового владельца?
В этом случае вы вместе с продавцом отправляетесь в ГИБДД для замены паспорта авто. После подписания договора и ПТС вы передаете деньги, а продавец отдает ключи.
Адреса отделений МРЭО ГИБДД в Санкт-Петербурге
Шаг 3. Подготовка к регистрации в ГИБДД.
Перед тем как отправиться в ГИБДД, вы проходите техосмотр авто и оформляете страховой полис.
Техосмотр, или ТО — технический осмотр транспортных средств — проверка технического состояния авто на предмет его соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска машины к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, а также за ее пределами.
Для прохождения процедуры осмотра выбирайте пункты, имеющие аккредитацию от Российского союза страховщиков (посмотреть перечень таких организаций можно здесь).
Пункты проведения техосмотр машины в Санкт-Петербурге
Действующие карты техосмотра не меняются до истечения своего срока. Периодичность прохождения техосмотра зависит от вида авто и срока эксплуатации (детальная информация для всех видов транспортных средств здесь).
- для машины от 3 до 7 лет техосмотр проводится раз в 2 года;
- для машины старше 7 лет — раз в год;
- грузовые авто с массой больше 3,5 тонн проходят техосмотр раз в год.
Шаг 4. Оформление страхового полиса.
Техосмотр и диагностическая карта по закону необходимы для заключения полиса обязательного страхования ОСАГО и, по желанию, КАСКО (добровольного страхования автотранспорта от любых повреждений).
Оформить страховой полис можно двумя способами:
- Обратиться в страховую компанию лично.
- Заполнить необходимые документы онлайн на сайте страховой компании.
На покупку и оформление полиса ОСАГО есть 10 дней со дня заключения договора купли-продажи. В это время вас не оштрафуют, но в случае ДТП платить будете из своего кармана.
О некоторых изменениях в законодательстве, которые полезно знать.
Со 2 января 2020 года вступили в силу поправки в Правилах Дорожного Движения относительно электронного полиса. Теперь, если вы оформляете электронный полис ОСАГО, инспектору ДПС для проверки достаточно будет показать полис на экране смартфона.
С 8 июня 2020 года процедура техосмотра будет изменена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 июня 2019 года № 122-ФЗ.
- Будет введена фотофиксация процедуры, операторы будут передавать все данные в единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИСТО).
- Будет введен контроль (надзор) за операторами.
- Диагностическая карта будет оформляться в электронном виде, а подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта.
- Новые требования к пункту техосмотра, установление пропускной способности пункта. Оператор техосмотра не сможет оформить больше диагностических карт, чем его пропускная способность.
Шаг 5. Постановка автомобиля на учет в ГИБДД.
После получения ранее упомянутых документов отправляйтесь в МРЭО ГИБДД и оформляйте машину. Для этого есть 10 дней после заключения договора купли-продажи. Понадобятся следующие документы:
- Паспорт.
- Договор купли-продажи.
- ПТС.
- СТС.
- Полис ОСАГО.
- Диагностическая карта.
Подать документы для постановки авто на учет можно двумя способами:
- Обратившись в ГИБДД лично в порядке живой очереди.
- Онлайн: Личный кабинет на сайте Госуслуги — Услуга «Регистрация транспортного средства» — Заполнение заявления — Оплата госпошлины онлайн со скидкой 30% — Выбор удобного подразделения ГАИ для получения документов.
На этом необходимые действия заканчиваются, нужно только дождаться выдачи документов. Теперь автомобиль — законная собственность.
Советуем ознакомиться с другими статьями автомобильной тематики от команды «Ответ.Санкт-Петербург»:
Как проверить машину на угон?
Как защитить автомобиль от угона?
Как оформить медсправку для водительского удостоверения?
Как заменить и восстановить водительские права?
Как вернуть эвакуированный автомобиль?
Оформление авто — не такая сложная процедура, но подходить к этому вопросу нужно ответственно. Желаем удачи на дорогах!🍀🚖