Интернет дарует неограниченные возможности своему пользователю. Но не только ему: каждый заход на какой-либо сайт, публикация фото с геолокацией, прохождение тестов или опросов, переписка с товарищами и семьей, и прочее-прочее – это отпечатки в сетевой жизни, которые позволяют разработчикам сайтов и приложений формировать представление о пользователе, как о личности. На основе этих данных создатели платформ работают над их развитием, в том числе монетизируют свой контент, выдавая посетителю рекламу по его интересам. А теперь представьте, какой это массив информации о реальных людях, об их связях, интересах, местоположении. Разве ему дадут пылиться на верхней полке стеллажа?
Вот пример. Экс-хакер, бывший лидер группировки Anonymous и LulzSec Джейк Дэвис рассказал, что мессенджер WhatsApp имеет обширное досье на каждого пользователя, чем делится со спецслужбами. Так, если запросить доступ к данным, то, в соответствии с общим регламентом защиты персональных данных, пользователь может рассчитывать на выписку о его контактах и группах. Причем у информации нет срока давности, ее могли получить со всех телефонов, которые в своих руках держал пользователь.
Хакер отметил, что такой пласт информации, очевидно, представляет большой интерес для спецслужб, причем они имеют возможность получить сведения в свое распоряжение. Для чего? Для того, чтобы выискивать митингующих либо тех, кто критикует власти.
Кроме этого, юзеры могут оказаться в сомнительных группах, тем самым навсегда связав себя как с «чатом», так и его участниками.
Все вышеуказанное – не пустая попытка посеять страх среди пользователей Сети, нет. Вспомним 2016 год. Тогда компания Cambridge Analytica (политический консалтинг) посредством приложения с опросом обзавелась личными данными юзеров Facebook. Причем жертвами «утечки» могли стать до 87 млн человек со всего земного шара. Скорее всего, целью компании была манипуляция общественным мнением в рамках референдума Великобритании по выходу из состава ЕС и предвыборной гонки США. На такие выводы наталкивает как минимум то, что спонсором консалтингового агентства был гендир Renaissance Technologies Роберт Мерсер, один из крупнейших последователей Дональда Трампа в 2016-м. А кресло вице-президента в этой компании совершенно внезапно занимал экс-советник американского лидера Стив Бэннон.
Если для рядового пользователя самое главное в продукте IT-индустрии это экономия времени, простота в использовании, уникальность и мультизадачность, то для самих компаний – это возможность монетизации на основе данных юзеров. А вот сами данные уже интересны как спецслужбам, так и властям.
Не нужно забывать о том, что современные соцсети давно уже выступают в качестве «рупора» политической пропаганды: под предлогом «свободы слова» – в целях продвижения определенной политической линии – удаляются комментарии, а определенные новости не попадают в выдачу.
Как пример, все тот же Facebook, который закрывает глаза на русофобский контент и группы с прямыми оскорблениями по отношению к представителям власти России, но подчищающий негатив в отношении западной культуры.
Так что бдительность – наше все.