Молодой человек Йозеф К., которого автор в дальнейшем зовет просто К., вдруг обнаруживает, что стал подсудимым. Он не знает, в чем его обвиняют, суд рассматривает дело в отсутствие самого К, из-за чего тот не может повлиять на процесс. К. ищет возможности, чтобы оправдаться, но его никто не слушает. К тому же он вечно обращается не вовремя и не туда, от него все отмахиваются. Суд очень занят, в рассмотрении куча дел, К. никому не интересен, он всего лишь один из многих.
Автор нагромождает на пути К всяческие бытовые трудности и нелепости, вроде того, что суд заседает на чердаке, а путь в «зал заседаний» лежит через жилую комнату, перед дверью стоит кровать, на которой спит человек, и его приходится осторожно перешагивать, чтобы не разбудить. На веревках сохнет выстиранное белье.
Такими деталями, показывающими абсурдность бытия, насыщена вся книга. Они конек Кафки, он может создавать их повсюду и буквально из ничего. Именно эти детали иллюстрируют бессилие человека перед окружающими его обстоятельствами.
Сколько ни старается главный герой, ему не удается преодолеть вырастающую перед ним со всех сторон стену отчуждения. Любые связи и знакомства оказываются бесполезными, потому что знакомые зажаты в такие же тиски. Правда, их все же не судят, но это пока. Они, как и К., живут в страхе, и ни в чем не могут быть уверены.
За страхом суда явственно угадывается страх смерти, которой никому не избежать, хотя говорится об этом в очень завуалированном виде.
Нелепые бытовые препятствия в Процессе – это экзистенциальная вина или вина существования. Человек живет - и уже этим виноват перед многими, можно сказать, должен им, ничего не взяв взаймы. Ведь он непременно кому-нибудб мешает при каждом своем шаге, что бы он ни сделал.
Но, с другой стороны, и они виноваты перед ним именно по этой причине. Особенно он задолжал тем, кто принимал участие в его судьбе: родителям, родственникам, друзьям, коллегам по работе и так далее.
Иногда эти долги настолько большие, что висят на ногах неподъемными гирями, не позволяя сдвинутся с места. В то же время, они часто абсурдны и надуманы, человек мог бы избавиться от них, если бы захотел.
Пока К. ожидает решения своей судьбы, вертятся колеса бюрократической машины, логику которой никто не понимает, о ней только догадываются и строят всевозможные предположения. Колеса безразлично перемалывают людей, которые в них попадают.
К.угодил в них, и в этом его несчастье.
В конце звучит загадочная фраза, которая вроде бы дает К. надежду: "Суд принимает человека, когда он приходит, и отпускает, когда он уходит". К.приободряется, но потом оказывается, что он понимает ее неправильно. Суд никого не отпускает просто так, а только после приговора.
Где-то там неведомый суд завершает процесс и выносит приговор. Вечером, уже в емноте, приходят два исполнителя, выводят К. из дома, отводят на задворки и перерезают горло, "словно собаке". Последнее, что он видит, это силуэт человека в освещенном окне, который, возможно, хотел бы ему помочь, но не может.
Концовка потрясает. Ужас происходящегосостоит в том, что человека судят в его отсутствие и за вину, которой он за собой не знает. А в чем состоит эта вина, ему никто не говорит.
Судебный процесс в книге аллегоричен и сильно смахивает на обычную человеческую жизнь, когда каждый не получает вознаграждения за свои усилия, и несет наказание за то, чего не совершал. Жизнь - это и есть суд, с которым невозможно связяться и оправдаться. Перед этим судом виноваты все - по факту своего существования, и каждый будет наказан в конце, пройдя через полосу тревог, усилий и призрачных надежд.
Спасибо за внимание! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал.
Ссылка на видео https://youtu.be/iQaazG-I_x4