В 1869 году секретарём палаты Оно Сэйгоро было выдвинуто предложение о запрещении практики харакири в стране. Но двести членов палаты проголосовали против. Начались дебаты. Что останавливало этих людей?
Харакири почитали святыней национального духа и практическим воплощением преданности принципам. Ритуал считали украшением империи, оплотом конституции, ценностью, охраняющей честь аристократов. Поскольку главное для самурая — это честь, отказаться от такого «инструмента», оберегающего ее было сложно.
Для приговоренного это было колоссальным испытанием, поскольку от тяжести его проступка зависела и участь всей семьи: если проступок был гнусным, семья приговоренного уничтожалась полностью.
Проведение харакири не было однозначным, существовало три вида церемоний:
- церемония, которая соблюдалась при харакири придворного низшего ранга при дворе сёгуна (управляющий) в тюрьме;
- церемония, соблюдаемая при харакири поданного даймё (элита самураев);
- церемония-самопожертвование самого даймё в следствие бесчестия.
А вообще, харакири — ритуал очень торжественный… Существует много письменных свидетельств невероятного героизма, проявленного при совершении харакири. Примером изумительной решимости порой поражали совсем юноши (лет двадцати отроду).
Можно обвинять японцев в зверстве и отсутствии гуманизма… Но ведь «на каждый роток не накинешь платок». Они жили так, как верили. Их вера оправдывает их же. Неужели мужество не достойно уважения?..