Резкое падение цен на нефть и моментально последовавшее за этим снижение курса рубля создали неожиданное препятствие на пути реализации социальных обещаний президента. Все дело в том, что при цене нефти ниже 50 долларов российский бюджет автоматически становится дефицитным. Да и вообще, в бюджет заложена цена в 57,7 доллара за баррель. При этих условиях возникали те самые 2,5 триллиона рублей, которые планируется пустить на социальный популизм.
Хотя сейчас цена на нефть поднялась чуть выше 50 долларов и дефицит федеральному бюджету таки не грозит, но вот с триллионами рублей на социалку возникли определенные трудности. Мы уже разбирали схему возникновения из воздуха 2,5 триллионов рублей с покупкой правительством у центрального банка Сбербанка. Но тут внезапно случился коронавирус и падение цен на нефть. Такой поворот событий наше правительство предвидеть вполне объективно не могло. И поэтому падение нефти ниже минимально приемлемого значения стало большим сюрпризом.
Теперь эти 2,5 виртуальных триллиона вроде как в фонде национального благосостояния отсутствуют. Вернее, они то там есть, но тратить их нельзя так как темпы наполнения фонда национального благосостояния резко снизились. Тут стоит разделить две части: национальные проекты финансируются за счет повышения НДС на 2 % и экономии пенсионного фонда за счет повышения пенсионного возраста. Финансирование же новых социальных затрат планировалось за счет нефте-газовых доходов, которые складываются в фонд национального благосостояния. А так как эти доходы упали, то и денег на финансирование резко не стало.
Центральный банк уже попросил отсрочить перечисление в бюджет первого транша от продажи Сбербанка до конца года. А все потому, что сам центральный банк эти деньги в ближайшее время вряд ли увидит.
Все это в кратковременной перспективе социальным обязательствам не угрожает. Их выплата будет идти по нарастающей поэтому сначала больших затрат не потребует. А материнский капитал и вовсе деньги скорее виртуальные и используются каждый год далеко не на все 100 %. Однако если цены на нефть не вернуться к отметке в 57-58 долларов за баррель, то у правительства и центрального банка возникнут огромные проблемы уже в следующем году.
Повторюсь, что данное ЧП предвидеть было невозможно. Коронавирус стал сюрпризом для всей мировой экономики. Но зато это очередная демонстрация насколько слаба Россия сегодня и насколько из последних сил правительство изыскивает ресурсы на оплату популистских обещаний президента.