Моя предыдущая статья об этом фильме не оставила читателей равнодушными. Одна женщина написала, что это - история о первой встрече с реальной жизнью, о первых «прививках» для дальнейшей жизни… Ещё один читатель в деталях описал нестыковки кино и книги (сама я книгу не читала, к сожалению).
Одна из читательниц задала конкретный вопрос: «С чем связан это буллинг? Что заставляет людей объединяться против белой вороны и травить ее?"
По мнению психологов, чаще в образе жертвы возникает чувствительный, эмоциональный, ранимый, физически слабый ребенок. Таких детей задиры и агрессоры "вычисляют" и стремятся за счёт них проявить свою власть. Или же это ребенок, который по каким-то причинам не вписывается в группу («ботан», «неряха», «ябеда», "толстый" и т. п.).
На самом деле объектом травли может стать кто угодно. Травля – это не столько проблема личности, сколько проблема группы. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и - хорошо принятым в другой.
В нашем случае Лена Бессольцева была новенькой и при знакомстве с классом была очень улыбчивой и смешливой (скорее всего, как раз в этом и кроется ее ошибка - изначально позволила одноклассникам посмеяться над собой, сама смеялась над собой... прибавим сюда и тот факт, что её дед фанатично собирал коллекцию картин, был не понятен местным обывателям, носил прозвище «заплаточник»).
В сложный подростковый период (11-17 лет) общение становится ведущей деятельностью детей. Им необходимо быть в «стае», ощущать принадлежность. Начиная издеваться над кем-то одним, они сплачиваются. Словом, для сплочения группы надо кого-то принести в жертву!
Можно ли построить здоровый коллектив, где не будет вожака и жертвы, а будут равноценные члены? Можно. При условии, что каждый будет чувствовать ответственность за общее дело.
Важно, чтобы в коллективе дети были чем-то заняты, у них была общая позитивная цель, общие интересы (например, участие в конкурсе или каком-то мероприятии).
Если мы не можем сплотиться ради чего-то, то будем сплачиваться против кого-то!
Возникновение травли в классе в огромной степени зависит и от позиции учителя. Если есть авторитетный взрослый, который не приемлет насилия, то его не будет.
В кинофильме «Чучело мы видим, как классный руководитель, занят устроением личной жизни и не пытается вникнуть в то, что происходит в классе. Актриса Елена Санаева прекрасно воплотила образ хорошей, приятной и умной и в то же время ветреной учительницы, которая, увы, остаётся в стороне.
А ведь могла, на мой взгляд, всё разрулить в два счёта!..
Учителя и классные руководители должны быть внимательны к детям, замечать признаки травли, к примеру, разбросанные по классу вещи одного ученика, негативные реакции учеников на кого-то, отчужденное поведение...
Главный рецепт – неравнодушие!
Известный семейный психолог Людмила Петрановская говорит об этом так: "Мы должны понимать, что дети не выбирали быть именно в этом классе, их распределили на группы взрослые для своего удобства. Значит, именно взрослые отвечают за обстановку в этих группах и за то, чтобы в них всем детям было безопасно и спокойно".
Друзья, подписывайтесь на мой канал. Будет над чем подумать!
Наталья Иванова, психолог. Тел.(Whatsapp)+7-904-76-76-76-2.
P.S. Первую статью "О кинофильме "Чучело". Совсем не детское кино" читайте здесь:https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5cc2e06c536f2100b323d6f8/5e5ba68f134ebf5fba290308/edit