В своей книге Dismantling Utopia: How Information Ended the Soviet Union («Разбирая утопию: как информация прикончила Советский Союз») американский журналист Скотт Шейн, работавший в советские годы корреспондентом Baltimore Sun в Москве, дал такую оценку обувной промышленности.
Сначала я предположил, что неэффективная советская экономика не производила достаточно обуви, и по этой причине даже в столице люди вынуждены были часами стоять в очередь, чтобы купить ее.
Но затем я посмотрел статистику и понял, что ошибался.
Советский Союз был крупнейшим производителем обуви в мире. Он выпускал 800 миллионов пар обуви в год — в два раза больше, чем в Италии, в три раза больше, чем в Соединенных Штатах, в четыре раза больше, чем в Китае.
Производство составляло более трех пар обуви в год на каждого советского мужчину, женщину и ребенка.
Оказалось, что проблема с обувью не была связана с ее абсолютной нехваткой. Это была гораздо более глубокая проблема.
Комфорт, посадка, дизайн и размерная сетка советской обуви были настолько несовместимы с тем, что было нужно людям и что они бы хотели приобрести, что те были готовы часами стоять в очереди, чтобы купить любую импортную пару».