За ними выстраивались очереди, но стать обладателем советского автомобиля - даже игрушечного - было ох как нелегко! Партии распродавались за день, и это при цене около трех рублей за модель (при зарплате в 70 рублей). На «черном рынке» машинка так вообще могла стоить 35 - 40 рублей.
«Что в них такого особенного?» - могли продумать вы, если никогда не видели советского автопрома в миниатюре. Дело в том, что каждая модель была сделана из настоящего металла, на 75 - 90%, что сообщалось в каталоге, пластик - только для тех деталей, что и в жизни не были металлическими, вроде сидений. С поразительной детализацией в строго соблюденном масштабе 1:43, в окнах машинок - настоящие стекла, двери открываются, багажник поднимается... Даже миниатюрный руль способен поворачиваться что ведет к повороту колес.
Подковать блоху? Советские мастера сумели «подковать» УАЗ и «Чайку», помещающиеся на ладони. В 1980-е годы каждая машинка была мечтой советского мальчишки, но и дети 1990-х хорошо их помнят. «Неубиваемые» советские Волги передавались от отца к сыну и легко переживали хрупкий китайский пластик.
Последние модельки были выпущены примерно в 1992 году - самой старой из советских машинок сейчас почти 30 лет. Их собирают коллекционеры, и стоят «автопарки» целое состояние. В зависимости от сохранности, полный каталожный парк может стоить до миллиона рублей - как вполне себе неминиатюрный автомобиль.
Среди коллекционеров - житель Ульяновска Михаил Березин. Свою коллекцию он не стал прятать, более того - выставил в музее-усадьбе городского быта «Симбирск к. XIX - н. ХХ вв.». Работники музея рассказывают: с первого дня открытия выставки на нее приходили целыми семьями.
- Еще неизвестно, кому было интересней: детям или отцам, - делится музейная работница.
Корреспонденты «Народной газеты» посетили выставку аккурат перед ее закрытием, чтобы поделиться экспозицией с теми из наших читателей, кто посетить музей не успел. А заодно - выразить всеобщее мнение: советские игрушки - это интересно. Сможете повторить?
Ржавеют - как настоящие
Все модели на выставке - оригинального советского производства, разных периодов. Собирал их Михаил относительно недолго - около 7 лет. Недолго - это потому, что некоторые коллекционеры посвящают машинкам всю жизнь. Важно не только собрать их - важно правильно за ними ухаживать. Солнечный свет, влажная тряпка, перепады температур могут привести к цинковой чуме. Она очень-очень похожа на ржавчину у «взрослых» автомобилей - возникает на тех же местах и точно так же уродует экземпляр. Цинковая чума - бич всех коллекционеров автомобилей.
Ценность коробочки
Самыми ценными моделями являются самые редкие: например, «Волга» с табло «Аэрофлота». Ценными являются и коробки, в которых продавались изделия - самый дорогой экземпляр этой коллекции дорог не сам по себе, а потому, что был выпущен к легендарной уже Олимпиаде, что указано на коробочке, которая тоже сохранилась.
Технологии двойного назначения
Часть автомобилей выпускалась на специализированных предприятиях, часть - на военных. Да-да, к примеру, предприятие, выпускающее авиационные детали,запросто могло выпустить серию моделей 1:43. Выпускались модели и в Ульяновске - разумеется, УАЗы. Между прочим, вторая по распространенности модель после «Волги».
И, разумеется, помимо моделей гражданских автомобилей в ходу были модели «Шишиг» (ГАЗ-66) и КамАЗОВ - они, кстати, до сих пор стоят на вооружении армии России. А самая распространенная модель автомобиля среди миниатюр - «Волга».
Заморские диковинки
В СССР выпускали и модели иномарок, но значительно более плохого качества и низкой детализации. Это связано с тем, что делали их по штампам (формам), которые покупали за рубежом. Для коллекционирования эти модели уже не годились, но как игрушки - пожалуйста.
Самые диковинные модели - это модели огромных (в реальной жизни) КрАЗов и мотоциклов. В этих случаях не соблюдался масштаб - большие машины, к примеру, могли быть в 1:60.
А вот масштаб правительственных «Чаек» соблюдался - рядом с УАЗами и «Волгами» они кажутся просто гигантскими, но в жизни так и есть.
Андрей ТВОРОГОВ
Фото Павла ШАЛАГИНА