Найти тему
OperaHD. Новости

Как превратить балерину в призрак: секреты "романтической пачки" из балета "Жизель"

История эта хорошо известна: Жизель, крестьянская девушка, обнаруживает, что ее возлюбленный не просто ей не ровня, а принц, к тому же помолвленный с другой женщиной. С горя она теряет рассудок, и в безумии умирает. С этого момента она превращается в одну из Виллис, духов невест, умерших до свадьбы. Они мстят мужчинам, приговаривая их танцевать , пока они не умрут от изнеможения. Почти за два века своей истории, этот балет, увидевший свет в первые в 1841 году, не потерял своего очарования, в том числе и благодаря танцам этих безжалостных легких крылатых существ - Виллис, одетых в тюль и пуанты. Анн-Мари Легран, руководитель Ателье Флу (Мягкого Ателье) в Пале Гарнье, раскрывает секреты создания знаменитых длинных белых пачек из органзы для "белого акта" балета Жизель.

Ателье Флу (flou c французского переводится как размытый, нечеткий, обтекаемый) - это мастерская, занимающаяся создание женских костюмов, в отличие, например, Мастерской Тэйёр (Tailleur - костюм, размер, а также портной), полностью посвященной мужским костюмам. Откуда взялись эти названия? Сложно сейчас установить их истинное происхождение. На мой взгляд, когда мы смотрим на мужской костюм, созданный в Мастерской Тэйёр, мы замечаем, что они выглядят более структурировано и строго, и выполнены таким способом кроя ткани, который может быть сделан на плоскости. Что касается женского костюма, большая часть работы над ним производится вертикально, на манекене, потому что выкройки тут не достаточно. И тут первостепенное значение имеют ткани, от которых и зависит способ пошива. Мы работаем с натуры, создавая форму, лепим силуэт из ткани, с помощью, например, драпировки. Думаю, что именно отсюда и пришло это название "размытый, нечеткий", потому что мы создаем воздушные материи, для женщин, изгибы которых так бесконечно разнообразны и тонки.

Костюмы к Жизели шьются регулярно, и происходит это по нескольким причинам. Прежде всего, потому что этот балет занимает важное место в репертуаре театра, и, соответственно, его часто можно увидеть на сцене или на иностранных гастролях. Костюмы, поэтому часто востребованы и хранятся в контейнерах: случается, что как только танцовщицы их снимают, они складываются, иногда даже не успев высохнуть. Белый шелк, например, желтеет очень быстро, и с этим невозможно ничего поделать. только шить новые костюмы.

Ну а когда юбки и бюстье выкроены, портные их готовят к примерке. Всегда бывает две примерки. На первой костюм еще не закончен. Между первой и второй примеркой - пять дней важной работы по плиссировке шелковой органзы в костюм Виллисы. После второй примерки мы переходим к последним доделкам в бюстье, и только после этого его соединяют с юбкой. Это очень кропотливая работа, ручная, важно, чтобы костюм в точности соответствовал размеру тела танцовщицы.

Существует много видов юбок и пачек. Тип пачки, которая используется в Жизели мы называем "романтическая пачка". Название появилось в конце XVIII века, вместе с великими романтическими балетами, такими как Сильфида, после которого длинная юбка, состоящая из нескольких слоев становится знаковым костюмом балерин. Еще их называют "пачками Дега", имея ввиду его картины, на которых он часто рисовал танцовщиц в таких пачках. Но на заре XX века пачку укоротили, она стала твердой, ее стали носить на бедрах: это так называемая "плоская" пачка или английская. Она очень быстро распространилась повсеместно. Такая пачка используется, например, в балете Лебединое озеро, и именно она закрепилась в коллективном бессознательном как классический балеринский костюм в наше время.

Доротея Жильбер в роли Жизели, "Жизель", © Yonathan Kellerman, OnP, 2019,
Доротея Жильбер в роли Жизели, "Жизель", © Yonathan Kellerman, OnP, 2019,

Как изготовление пышной юбки, так и пошив бюстье - это довольно длинная и кропотливая работа. Только на юбку в Жизели требуется 23 метра 60 сантиметров тюля, который разрезают и укладывают друг на друга в 7 слоев. Для каждого слоя мы используем тюль с разными свойствами: сначала, для нижнего слоя, чтобы придать юбке форму, используется более жесткий тюль, а затем - все более тонкие, легкие и мягкие. Один за другим слои насбаривают, закрепляют булавками и прошивают вручную. Затем делается структурная фиксация, которая будучи крупной и гибкой, не дает во время танца слоям юбки слишком сильно разлетаться и держит их вместе. А чтобы сшить костюм целиком требуется не меньше 60 часов.

Виллисы. "Жизель", © Yonathan Kellerman, OnP, 2019
Виллисы. "Жизель", © Yonathan Kellerman, OnP, 2019

Во втором акте Жизели все балерины одеты в белые романтические пачки и пуанты, поэтому он часто и называется "белым актом". Это самое волшебное в этом балете: в этот момент действие переходит в сверхъестественное. Мы попадаем в королевство Виллис, призраков девушек, умерших до свадьбы. Думаю, что это фантастическая атмосфера рождается в немалой степени от этих пачек. Их белизна, кажется, отражает свет луны, и это удивительно красиво. А "безудержные танцы" которыми Виллисы заманивают мужчин, потеряли бы всю свою гипнотическую силу без этих свойств, присущих ткани. Воздушность и призрачностью пачек делают перемещение Виллис неуловимыми и плавными. Юбка со сцены, несмотря на двадцать метров ткани, кажется невообразимо легкой. Таким образом, романтическая пачка стала неотъемлемой частью балета Жизель.

В этом сезоне трансляций в кинотеатрах в репертуаре есть и балет "Жизель" в постановке Парижской Национальной Оперы. В главных партиях: Доротея Жильбер и Матье Ганьо. Его еще можно будет увидеть в кино после окончания карантина и возобновления работы кинотеатров. Больше информации о балете: operahd.ru

  Источник: https://www.operadeparis.fr/magazine/les-tutus-romantiques-de-giselle
Запись интервью: Милена Мк Клоски.

-5