Найти тему
МДМ-ЛАЙТ

Светодиодное освещение школ в 2020 году: предпосылки, нормы, практика и рекомендации

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Задачи формирования, укрепления и сохранения здоровья человека, живущего в современных условиях жизни, а также создание комфортной среды пребывания – являются приоритетными для общества. При этом чрезвычайное значение имеет создание безопасных условий для детей и формирование здоровой атмосферы в учебных заведениях.

Известно, что многие болезни человека начинаются в школьном возрасте, в частности проблемы со зрением (около 32% российских выпускников средней школы имеют близорукость, по данным Росстата, 2017 г).

В этом виноваты многие факторы, но один из основных врагов здоровья школьников – это некачественный свет. Ради профилактики проблем со здоровьем детей постоянно утверждаются новые требования к оборудованию и, в частности, к освещению учебных заведений.

В сегодняшней статье мы рассмотрим эти требования, приведем примеры реализаций и дадим несколько рекомендаций по освещению учебных заведений.

ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема здоровья учащихся является не только педагогической, она имеет социальное значение и находится на стыке разносторонних интересов.

В настоящее время мы наблюдаем повсеместное внедрение светодиодных технологий. Замена неэффективных источников света на светодиодные (Постановление №971 «О внесении изменений в Правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности».) проходит по-разному в различных областях применения. Сложности возникают в тот момент, когда нужно обновить стандарт по освещению, но не хватает данных по исследованиям о безопасности нового оборудования. Поэтому, в течение последних нескольких лет существовало несоответствие в нормирующих документах. При утвержденных рекомендациях по замене осветительного оборудования на светодиодное, в СанПиНе от 2011 года был установлен запрет на использование светодиодов в школах, детсадах и больницах.

Однако, проведенные исследования доказали, что светодиодные светильники не оказывают негативного воздействия на детей, в результате чего в СанПиНе запрет был снят.

В качестве основания для снятия запрета были признаны результаты обследования школьников 4 классов, которые на протяжении всего учебного дня находились в среде светодиодного освещения. Представленные данные показали, что на работоспособность учеников светодиодное освещение никак не повлияло, по сравнению с люминесцентным освещением.

Специалисты ИБХФ им. Н.М. Эммануэля РАН отмечают, что проведенные исследования по общему состоянию организма детей при использовании светодиодного освещения не дают информации о детских глазных рисках и опасности потери зрения.

Проект освещения Кванториума в Пскове (МДМ-ЛАЙТ)
Проект освещения Кванториума в Пскове (МДМ-ЛАЙТ)

Также проводились исследования других возрастных групп школьников. Вот, что сказал Генеральный директор Некоммерческого Партнерства Производителей Светодиодов и Систем на их основе (НП ПСС) Евгений Владимирович Долин по этому поводу: «Мы провели обследование в школе на разных возрастных группах. Там эффект был настолько разителен, что сомнений не осталось - правильно созданные светильники со светодиодами, собранные в световую установку под руководством профессионалов, дают только положительный эффект. У детей в конце года в группе, обучавшейся под светодиодами 2 месяца, острота зрения выросла в 80% случаев, а не снизилась, как это обычно бывает весной, особенно у подростков пубертатного возраста.»

Эти и многие другие исследования дали основание внести изменения в нормативные документы и тем самым открыть светодиодам дорогу в учебные заведения. Но с определенными ограничениями.

Проект освещения Кванториума в Пскове (МДМ-ЛАЙТ)
Проект освещения Кванториума в Пскове (МДМ-ЛАЙТ)

ИЗМЕНЕНИЯ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ

  • Первым шагом к внесению изменений в свод правил стало письмо Роспотребнадзора, уточняющего нововведения: «В настоящее время в действующих санитарных правилах и нормах отсутствуют требования, запрещающие использовать светодиодное освещение в жилых, общественных зданиях, в общеобразовательных организациях и учреждениях начального профессионального образования, а также на производстве.»
  • 26 июня 2018 года начали действовать изменения в СанПиН 251.1325800.2016, пункт 8.3.2 изложен в новой редакции: «В качестве источников света в осветительных установках зданий образовательных организаций применяются люминесцентные лампы (кроме галофосфатных), светодиоды и иные источники света в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устанавливающими требования к искусственному освещению».
  • 27 июня 2018 года начинал действовать СанПиН 256.1325800.2016 в новой редакции, в котором допускаться использование светодиодов (пункт 5.3.7).

Так как на данный момент не проводились исследования о негативном влиянии светодиодного излучения на здоровье детей до 7 лет, то запрет на применение такого оборудования в дошкольных образовательных учреждениях пока не снят. Но технологии и наука не стоят на месте и эти изменения могут произойти в ближайшее время.

ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ СВЕТОДИОДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В настоящее время, когда запрет на светодиоды официально снят, многие учреждения образовательной сферы уже применили новые технологии, остальные учреждения будут переоборудованы в очередном порядке. Вот некоторые данные о практическом применении светодиодов в школах России:

  • Светодиодная световая среда снижает негативное воздействие от компьютерной нагрузки на зрение школьников, создает комфортные условия для работы учащихся и способствует улучшению их психофизиологического и функционального состояния, - рассказывает директор Лянторской школы №7 Елена Шерстюк (Источник).
  • «Ростелеком» модернизировал систему освещения в 13 школах Ижевска и Дебесского района. Благодаря замене ламп на светодиодные школы смогут за год снизить потребление электроэнергии на 60%. В феврале этого года «Ростелеком» уже произвели замену в 24 школе в Сарапуле (Источник).
  • В школах № 2, 8, 12, 20 и гимназии №10 города Невинномысска будут заменены более трех тысяч осветительных приборов. Общая экономия энергопотребления составит около 60%. Начальник управления администрации Анжелика Пушкарская отметила, что нововведения позволят обеспечить учащихся освещением в соответствии с требованиями СанПиН (Источник).
  • Средняя школа села Объячево получила обновленную систему светодиодного освещения. Лампы во всех зданиях школы, включая мастерские и гараж, решили заменить. Всего заменено 784 лампы, срок службы каждой - 50 000 часов. Это снижает затраты на закупку и утилизацию светильников (Источник).
  • В детской школе искусств имени С.Т. Рихтера завершился комплексный ремонт. Его провели в рамках реализации проекта «Искусство — детям». Учреждение после капитального ремонта осмотрел Сергей Собянин. В школе установили светодиодные энергосберегающие светильники (Источник).
  • В 2017 году в 34 подмосковных школах все обычные лампы заменены на светодиодные светильники. Модернизация систем внутреннего освещения позволит обеспечить ежегодную экономию электроэнергии по всем школам в размере 1,3 млн кВт/ч или порядка 7 млн рублей в стоимостном выражении", — заявил Л. Неганов, министр энергетики Подмосковья. (Источник)

Это несколько новостей по теме, опубликованные за последний годы. И мы также совсем недавно опубликовали один из проектов освещения школы: ЧОУ ДПО Московский центр непрерывного математического образования. В настоящее время мы занимаемся сразу несколькими проектами освещения московских школ и в ближайшее время дополним статистику положительными примерами внедрения светодиодного осветительного оборудования. Следить за обновления нашего портфолио можно тут: Ссылка

Продолжая размышления на тему грядущих изменений, отметим, что изменения в законодательстве уже вызвали ажиотаж на рынке светотехники. Появляются светильники, маркированные пометкой «Для школ», «Рекомендовано для применения в образовательных учреждениях», и так далее. Многие производители пытаются спекулировать на формулировках, но это все бесполезно, потому что не маркировка решает, будет ли использоваться светодиодный светильник в школе, а технические характеристики этого светильника, которые должны соответствовать требованиям.

Проект освещения школы (МДМ-ЛАЙТ)
Проект освещения школы (МДМ-ЛАЙТ)

ТРЕБОВАНИЯ К СВЕТОДИОДНОМУ ОСВЕТИТЕЛЬНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ И СЕРТИФИКАЦИЯ СВЕТИЛЬНИКОВ

Общие требования к оборудованию сводятся к нескольким параметрам:

  • Индекс цветопередачи не менее 80 Ra
  • Коэффициент пульсации не более 5 % (мерцание светильника)
  • UGR (обобщенный показатель дискомфорта) менее 21 (измеряется по формуле, например в специальной программе DIALux)
  • Цветовая температура света не выше 4000 К
  • Условный защитный угол не менее 90° (угол, определяющий область, в границах которой глаза человека защищены от прямого воздействия света этого устройства. Измеряется от края защитного элемента до края торца светоизлучающего кристалла в светодиодных светильниках).
  • Габаритная яркость светильника не более 5000 кд/м² (Отношение силы света в определенном направлении к проекции площади светящейся поверхности светильника на это направление).
  • Неравномерность яркости выводного отверстия не более 5:1 (С помощью яркометра определяются самая светлая и самая темная области и измеряется их яркость. Отношение этих областей должно быть не более 5:1. Более равномерное свечение имеют светильники с опаловыми рассеивателями, неравномерное у светильников с призматическими рассеивателями).

Это требования, предъявляемые к светодиодному осветительному оборудованию для школ и характеристики, соответствующие этим требованиям, должны быть указаны в паспортах на светодиодные светильники, предназначенные для установок в школах.

Для того чтобы быть уверенным в том, что выбираемое оборудование соответствует нормам, необходимо наличие сертификата о соответствии «Техническому регламенту о безопасности низковольтного оборудования", а также Технического регламента о безопасности низковольтного оборудования" Технического регламента о безопасности низковольтного оборудования".

То есть, вся продукция должна соответствовать нормам законодательства и ГОСТам, и иметь обязательную сертификацию.

Также может потребоваться добровольная сертификация продукции для школ на соответствие "школьным" ГОСТам. (ГОСТ 28139-89. Оборудование школьное. Общие требования безопасности.) Или экспертное заключение, выданное федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, о соответствии поставляемой продукции СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Такие сертификаты получаются по запросу.

Проект освещения детской библиотеки (МДМ-ЛАЙТ)
Проект освещения детской библиотеки (МДМ-ЛАЙТ)

СВЕТОТЕХНИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ

В освещении важно не только само оборудование, но и грамотное проектирование.

Основной показатель для нормирования освещения – уровень освещенности. Он измеряется в люксах (лк). Для разных типов помещений установлены соответствующие нормы, которые находятся в пределах от 200 лк (для спортивных залов), до 500 лк (для классной доски). Это необходимый минимум, который следует обеспечивать.

Но, как мы отмечали ранее, есть и другие параметры, в частности, индекс UGR, который рассчитывается для каждого конкретного светильника и помещения.

Для определения этих показателей применяются программы проектирования систем освещения и светорасчетов, такие, как DIALux.

А еще проектирование необходимо для того, чтобы понять где и сколько нужно светильников, чтобы система освещения соответствовала нормам, а свет был комфортным и равномерным.

Правильный светотехнический расчет – страховка от сюрпризов в виде переделок, лишних расходов и прочих неприятностей. Закрытие школ по решению суда по причине плохого освещения – не редкость. Недавний пример: Кузбасский суд закрыл кабинеты художественной школы из-за угрозы здоровью учеников.

Поэтому, помимо ответственного выбора светильников для школ, требуется и ответственное проектирование системы освещения. Но надо понимать, что нет универсального решения. Условия монтажа светильников, такие как: габариты помещения, уровень естественной освещенности, цвет стен, отражающие свойства поверхностей, влияют на выбор оборудования и его расстановку.

Экономическое обоснование эффективности системы освещения – еще одна задача проектировщиков. Стоимость самой системы освещения и эксплуатационные расходы имеют одно из первостепенных значений при выборе светодиодного осветительного оборудования, устанавливаемого в образовательных учреждениях, особенно в бюджетных. Но перейдем же к дизайну осветительного оборудования.

О ДИЗАЙНЕ ОСВЕТИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО В ШКОЛАХ

Эстетическая составляющая светильников не нормируется законодательно, и предпочтение отдается преимущественно типовым светильникам, таким, как светильники, встраиваемые в потолочные системы Армстронг. Или другим простым по форме светильникам накладного и подвесного типа: квадратным светильникам или линейным, например, INI LED 04.

Внешний вид системы освещения определенно зависит от статуса учебного заведения. Для общеобразовательных школ малообеспеченных субъектов РФ применяются бюджетные модели светильников.

Для других школ могут выбрать разнообразные по форме и габаритам светильники, в том числе дизайнерские.

Интересна инициатива «Об утверждении государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2025 годы», в рамках которой уже запланированы мероприятия по введению свыше 29,5 тыс. новых учебных мест за счет строительства новых школ, реконструкций школьных зданий, увеличения учебных площадей путем пристроек к зданиям, проведения капитального ремонта, строительства новых зданий школ взамен изношенных.

В регионе внедряются единые отраслевые стандарты, «которые содержат требования к интерьерам, соблюдение которых гарантирует их комфортабельность, эстетическую целостность и учет особенностей развития детей разных возрастных групп", — сообщает пресс-служба Главархитектуры Подмосковья. На данный момент новые требования внедрены для порядка 70 областных школ, реализация их запланирована на ближайшие три-четыре года.

Пока неизвестно, как будут выглядеть новые школы и повлияют ли стандарты на выбор осветительного оборудования. Произойдет ли переломный момент, когда школы перестанут выглядеть скучными и однообразными? И будут ли введены новые стандарты по всей России?

Мы можем только ориентироваться на результаты другой инициативы Правительства: проекта «Доступное дополнительное образование для детей» государственной программы «Развитие образования» в части создания детских технопарков.

Детские технопарки «Кванториумы» - это центры дополнительного образования для детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет, в которых дети обучаются бесплатно по образовательным программам новой модели.

Проект освещения Кванториума  в городе Томск (МДМ-ЛАЙТ)
Проект освещения Кванториума в городе Томск (МДМ-ЛАЙТ)

На данный момент организованы и успешно функционируют 110 детских технопарков в 76 субъектах РФ. В них на постоянной основе учатся более 100 тысяч детей, и порядка 600 тысяч — участвуют в мероприятиях, проводимых сетью.

Эти детские центры – являются новым стандартом образовательного учреждения, активно поддерживаемом Правительством и главными техническими компаниями страны.

Существуют методические рекомендациям по созданию Кванториумов, по части проводимых обучающих программ, штату сотрудников и внешнему виду самих центров.

Несмотря на то, что в СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей) до сих пор указано, что освещение учреждений ДПО должно обеспечиваться люминесцентными лампами без каких-либо исключений, в Кванториумах применяются преимущественно светодиодные светильники, потому что, только они отвечают требованиям по стилистическому оформлению пространства.

Примеры: наши реализованные проекты освещения Кванториумов в Томске и Пскове.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя все вышесказанное отметим, что первые шаги к улучшению световой среды в общеобразовательных учреждениях посредством внедрения светодиодного оборудования сделаны!

Причины, по которым следует отдать предпочтение LED (светодиодным) светильникам для освещения школ:

  • Люминесцентные светильники часто не соответствуют нормам по освещению, они не всегда безопасны, коэффициент пульсации таких светильников часто доходит до 25 %, что недопустимо.
  • Светодиодное освещение школы бережет зрение учеников, что подтверждено исследованиями.
  • У светодиодных светильников, как правило, нет расходных элементов, менять и утилизировать лампы не нужно. Такие светильники не требуют обслуживания и могут работать свыше 75 000 часов без снижения светотехнических качеств.
  • Спектр излучения светодиодных светильников приближен к солнечному. Такой свет благотворно влияет на процесс обучения, улучшает самочувствие учеников и повышает работоспособность. По сравнению со светом от люминесцентных ламп. О влиянии спектра излучения на циркадные ритмы мы расскажем в следующей статье.
  • В образовательных организациях должны осуществляться мероприятия, направленные на экономию энергии. 19% потребляемой электроэнергии в мире расходуется на освещение, поэтому необходимо уделять внимание светодиодным технологиям.
  • При рассмотрении альтернатив люминесцентным лампам преимущество имеют светодиодные, так как, даже несмотря на их большую стоимость их эффективность подтверждается более долгим сроком службы и более высоким качеством освещения.