Как жил, убивал и был убит один из самых ярких и жутких авантюристов Франции, которого решил увековечить в кино даже великий Годар.
“Совершенно голый младенец на капоте объятого пламенем грузовика. Готово! Изжарился…”
Пуля в живот.
Кровь.
Боль.
Это конец, малыш.
Его звали Пьер, но истории он больше запомнился как Пьеро. Безжалостный подонок, кровожадный убица, человек на грани психотического взрыва, безумец и подонок — всё о нем, всё правда, но всё не это.
Нет, лучше даже так. Его звали Пьер Лутрель — и он всю жизнь искал приключений, но влекло его скорее не к радостям жизни и открытию нового, а к мрачному макабру. Он родился в 1916 году, в самой обычной крестьянской семье. Но буколическая рутина его не прельщала. В 16 лет он сбежал из дома и стал матросом. Свои университеты он проходил не за партой и не в библиотеках, премудростям жизни его учили портовые обитатели. Пьер мотал на ус и вскоре сам наловчился жить в мире криминала.
Одной из главных точек фокусирования криминальной жизни в межвоенной Франции был Марсель. Здесь сходились воедино десятки тысяч маршрутов и жизненных путешествий. Наркоторговцы и шлюхи, гангстеры и воры-домушники: здесь были все. Пьеру тоже нашлось теплое местечко: в 1935 году его поймали на краже со взломом и отправили за решётку. Куковать ему там было скучновато: душа стремилась к высокому, поэтому он попросился в армию. “В армию так в армию” — вот Лутрель уже и в африканской пехоте, в Фум Татавине — пыльном городке на юге Туниса (спустя годы здесь Лукас будет снимать свои “Звездные войны” и назовет в честь города планету Татуин).
Африка — еще одна школа жизни для Лутреля; дело не в муштровке и боевых навыках, а в контингенте: здесь, как в марсельском порту, есть все. Здесь, под африканским солнцем, Лутрель познакомился с французским бандитом Джо Аттиа, вором, грабителем и сутенёром.
В 1938 году Лутрель наконец выбирается из армии и устремляется в Париж. Работает на два фронта: официантом и вором, затем становится управляющим небольшого бара.
Начало Второй мировой его не очень напугало, тем более, что у немцев, занявших французскую столицу было полно вакансий для веселых и находчивых людей вроде Лутреля.
В 1941 году немцы создают французское гестапо — им руководит плохой коп Анри Лафон. Лутрелю 25 лет и идея сотрудничества с окуппантами не кажется ему неправильной. Работать на немцев? Замечательно! Заплатите и отвалите.
Париж той поры наполнен подонками всех сортов. Среди них Лутрель заслужил репутацию самого безумного (как знак исторического достижения — кличка “Бешеный”). Вообще, формально он должен был заниматься выявлением двойных агентов, работающих на британскую разведку. Его коллегами по этому непростому делу были медвежатники, воры, взломщики — сливки французского криминала. Они, конечно, больше думали о себе: занимались вымогательством и грабили евреев, избивали тех, кто пытался им противостоять, да и попросту убивали в своё удовольствие.
Лутрель промышляет заказными убийствами: ходит по ночным клубам, провоцирует драки и убивает противников. Иногда, впрочем, делает это только для чистого удовольствия. Он много пьёт и буянит, встречается с певичками из кабаре, увлечённо занимаясь как уничтожением себя, так и всего вокруг. Когда в 1944 году его попыталась остановить парижская полиция, он похищает инспектора и вместе с дружкам избивает его до полусмерти и бросает в лесу.
Кажется, что где-то в этот момент Лутрель начинает понимать, что дела немцев плохи, а в следующий раз “крыша” в виде Гестапо ему не поможет. Через своих знакомых он связывается с Сопротивлением (неудивительно — люди вроде Лутреля работают и там, и там). Тем более, что завоёывать доверие борцов с нацистами он решил привычным способом — посреди белого дня застрелил немецкого офицера на площади в Тулузе.
Впрочем, бандитизм ему нравился больше. Грабежи и вымогательства вновь привели его в тюрьму, откуда он выбрался при помощи французской разведки Сопротивления — для них он убил одного из крупнейших коллаборантов, Манделя Школьникова. Его обгоревшее тело нашли в июне 1945 года в сельской местности, примерно в тридцати километрах от Мадрида.
Конец войне бросай автомат! Но не таков Лутрель! В послевоенной Франции он становится одним из лидеров банды Tractions Avant. На её счету 15 вооруженных ограблений только за первую половину 1946 года. Не гнушается Лутрель и другими вещами. Как-то раз он попытался изнасиловать актрису Мартин Кароль.
Она не поддалась Безумному Пьеро и он жестоко избил её. На следующий день, впрочем, отправил ей цветов — такое вот представление о галантности.
Лутрель всю жизнь скользил по лезвию ножа — стараясь, впрочем, этот самый нож всадить всем своим врагам в сердце. Как говорится, конец был немного предсказуем: в ноябре 1946 года Лутрель грабил ювелирный магазин, принадлежавший парижскому армянину. Но все пошло не так: Лутреля ранили в живот, и через несколько дней он умер. Подельники надежно спрятали тело — труп был обнаружен лишь три года спустя. Исчезла и любовница Пьера — по всей видимости, её убили дружки Лутреля, которым она угрожала оглаской.
Жизнь Лутреля романтизировалась еще до его смерти. Пройдут годы и великий Годар снимет фильм “Безумный Пьеро”, кино, наполненное мыслями о смерти и невозможности любви.
Но это будет не Лутрель. О нет, малыш.
Текст: Егор Сенников