Доброго времени суток уважаемые читатели, сегодня речь пойдет об одном из самых узнаваемых танков периода Второй мировой войны Panzerkampfwagen V ''Panthera''! Я расскажу вам о истории создания этой машины, её характеристики, и о боевом применении.
История создания
История создания этой машины началась ещё до начала Второй мировой войны в 1938 году, для замены, стоявших тогда на вооружении, танков PzKpfw III и PzKpfw IV. За возможность производить эти машины боролись 3 фирмы, ''Даймлер-Бенц'', ''Крупп'' и ''Ман'', которые являлись, на тот момент, одними из самых успешных и крупных фирм в Германии.
Каждая фирма выдвинула по одному прототипа машины на конкурс. Разработка машины шла довольно медленно, это усиливалось тем, что Германия начала вести активные боевые действия на территории Европы, и к тому-же, старые средние танки вполне устраивали военных.
Но после вторжения Германии на территорию СССР, в 1941 году, появились проблемы, а именно советские танки Т-34, и КВ-1 которые были не по зубам стоявшим на вооружении танкам вермахта. Именно тогда была созвана так называемая ''Панцеркомиссия'' в которую входили именитые инженеры танкостроения, такие как Ф.Порше и Г.Книпкамп.
После детального изучения танка Т-34 комиссия вынесла вердикт что на новой машине должны использоваться всевозможные нововведения, такие как, наклонная броня, и после этого, 25 ноября 1941, фирмам ''Даймлер-Бенц''и ''Ман'' был выдан заказ на изготовление прототипа машины. В итоге машина фирмы ''Даймлер-Бенц'' которая даже внешне имел сходства с советским Т-34, уступила конкуренту и производство машины перешло в руки фирмы ''Ман''.
Работы над машиной начались незамедлительно, и уже к январю 1943 года, началось серийное производство. Над созданием машины трудилась большая часть инженеров фирмы ''Ман'' и глава фирмы П. Вибикке , было решено использовать орудие фирмы ''Рейнметалл'' и использовать ''Шахматную подвеску'' разработки Г. Книпкамп.
Стоит отметить что подвеску типа ''Кристи'', которая была установлена на Т-34, и на многих танках союзников, сочли устаревшей и предпочтение было отдано ''Шахматной подвеске''. Но, хоть такой тип подвески намного лучше распределял давление машины на грунт, а для немецких машин это было более чем важно, так как все относительно поздние средние и тяжелые танки вермахта, имели огромную массу( средний вес ''Пантеры''-45 тонн), и не каждая подвеска могла справиться с такой задачей,так-же имела и недостатки, к примеру сложность ремонта и совсем, казалось бы, детская проблема. После длительного похода, между катками подвески забивалась грязь, в которой было много влаги, а в осенние или зимние ночи, эта грязь замерзала и устраивала на утро танкистам неприятный сюрприз, так-как танк просто отказывался двигаться.
Танк обладал крупной для среднего танка массой, 45 тонн. Существуют разногласия с классификацией этого танка, так как по Немецкой классификации он был средним, так-как на нем устанавливали орудие 75 мм, которое являлось средним, в СССР, этот танк носил индекс ''T-V''и считался тяжелым.
Орудие машины представляло собой длинноствольную 75 мм пушку Kwk42 имевшую максимальную бронепробиваемость 194 мм, чего с лихвой хватало для поражения танков союзников.
Броня танка была сделана с упором на усиление лобовых проекций танка, ВЛД машины имел толщину 80 мм при угле наклона в 55 °, НЛД машины был равен 60 мм при угле наклона 55 °, борта имел толщину 50 мм под углом в 30 °, корма 40 мм при угле наклона в 30 °, бронирование башни различалось из-за её модификаций, в этой статье буду использованы данные о бронировании башни модификации ''А'', лоб башни 110 мм, борта и корма башни по 45 мм, с углом наклона в 25 °.
Как можно заметить, у машины усиленна фронтальная броня, это было сделано для уменьшения массы машины, отходя от старой технологии кругового бронирования, когда лоб, корма, и борта были примерно равны по бронированию.
Силовая установка танка была представлена двигателем: V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения Maybach HL 230 P30, имевшим мощность 700 л.с. Это позволяло разгонять машину до 55 км/ч передним ходом, и 4 км/ч задним ходом, именно задний ход был одним из немногих недостатков ''Пантеры''. Так-же стоит указать стоимость одной ''Пантеры'', а именно 117 тыс. рейхсмарок.
Боевое применение
Первое боевое применение танка состоялось 5 июля 1943 года в знаменитой ''Курской битве''. На фронт поставили 200 , к началу наступления в исправном состоянии осталось 184 ''Пантеры''. По истечению 6 дней боев в строю остались всего 39 танков, остальные были полностью небоеспособны, либо в критическом состоянии.
Стоит отметить забавный факт, из этих 200 танков, без участия советских танкистов, было выведено из строя 44 машины, из-за недоработки конструкции и пожароопасности, хоть моторный отсек машины с топливными баками и был герметичен, но все равно танки горели, и при выгрузке танков непосредственно на Курской дуге, сгорело 2 машины из-за протечек патрубков, что приводило к скоплению паров бензина в герметичном моторном отсеке, и его воспламенению.
В итоге этой битвы выявились недостатки и преимущества танка, которые привели к созданию множества доработок и модификаций машины.
Машина производилась до самого конца войны. Предполагалось что ''Пантеры'' при её относительно не высокой стоимости и трудности в производстве, будет выпускаться в количестве 600 шт. в месяц, этого показателя не удалось добиться ни разу, самый высокий показатель составил 400 машин( июнь 1944 года). Всего было выпущено 5995 танков различных модификаций.
Подписывайтесь, ставьте большие пальцы вверх, делитесь с друзьями и до скорых встреч на моем канале!