«Иди к мамочке, лапулька. Будем тебе ножки мыть… детка, ты куда, брось эту бяку сейчас же!» - «Гав-гав!» Знакомая история? Может, для кого-то даже слишком знакомая, особенно, если вы где-то в глубине души ощущаете себя родителем своего питомца.
Люди по всему миру попадают на эту удочку и радостно усыновляют (иногда – буквально) симпатичного котяру или очаровательного пса. А они и не против. Да кто против-то? Оказывается, есть ещё непонимающие люди, особенно с детьми, которым не нравится, когда их родительский опыт приравнивается к опыту содержания домашних животных.
- Здравствуйте! Как ваши?
- Да учиться оба расхотели. Маша не может физику сдать, а Петя только пошёл в первый класс, так ему больше перемены нравятся, чем уроки…
- Ох, мой тоже ленится. Вожу-вожу к кинологу, а тапки до сих пор не приносит.
К теме настоящего родительства мы ещё вернёмся, но сначала найдём истоки описанного выше феномена.
У людей, как у социальных существ, есть выраженная потребность в установлении эмоциональных связей. Похожая потребность имеется у части животных, а среди животных одомашненных появилась способность к установлению тесных связей с представителями другого вида – их владельцами.
Например, в 2013 году зоопсихологи Университета ветеринарной медицины (Австрия) открыли, что связь между собаками и их хозяевами имеет поразительное сходство с отношениями между родителями-людьми и их детьми.
Как у младенца формируется базовое чувство безопасности благодаря опоре на родителей, так и собака воспринимает своего человека, как гарантию защиты для активного изучения мира. Владельцы собак (да и кошек тоже) наверняка замечали, что их животные охотнее играют, едят и познают новую территорию, если чувствуют их присутствие.
Люди, наблюдая подобное поведение, ещё сильнее желают опекать хвостатых любимцев, а если у них существует дефицит тёплых отношений, то довольно быстро происходит перенос родительских чувств на ласкового питомца.
Как пишет Винита Мехта, клинический психолог и журналист, такая тенденция стала заметной с 1950-х годов среди жителей США, когда начались изменения в классической семье: появилось много одиночек, фанатов гостевого брака или сожительства, чайлдфри и новых, нетрадиционных семейных структур. Это спровоцировало более глубокие отношения с животными и зачисление питомцев в круг основных членов семьи.
Сейчас и в России можно встретить популярную американскую фразу «У моего ребёнка четыре лапы» в виде названия выставки или наклейки на бампер автомобиля (правда, пока только на английском языке):
На форумах, посвящённых животным, часто размещаются объявления вроде «Малыш ищет родительские ручки» под фотографией кролика, щенка или котёнка. Так что тенденция весьма распространённая.
Исследователи «усыновления» животных Николь Оуэнс и Лиз Грауэрхольц увидели, что у разных людей понимание своей роли по отношению к питомцу может в корне различаться.
Есть группа хозяев (в основном – мужчины), которая не считает себя родителями домашнего зверя, и питомцам отводятся следующие роли: «сосед по комнате», «друг», «компаньон». Часть исследуемых людей, не считающих себя папами и мамами животных, активно борется за права хвостатых, утверждая, что содержать питомца ради человеческого счастья аморально, что это делает его вещью.
Вспомните, как в детстве делали из кошки куклу-младенца – пеленали и носили на руках, с удовольствием отмечая, что и кричит котяра, как положено маленькому ребёнку. Только вряд ли животное было в восторге.
Другая группа относится к «ответственным родителям», которые много внимания уделяют обучению своих питомцев, сравнивая это с обучением детей и желая, чтобы животные «узнали как можно больше разных вещей, чтобы они хорошо себя вели и многое умели».
Третья группа, ранее не имевшая детей, но содержавшая животных, сообщила, что их домашние любимцы помогли им подготовиться к воспитанию ребятишек. Но в то же время эти люди говорят о разной динамике в развитии питомцев и детей, и последнее гораздо сложнее. Многие из них переживают, что с рождением ребёнка животному посвящается меньше внимания.
Часть людей, у которых дети учатся в старших классах, убеждена, что воспитание детей младшего возраста довольно схоже с воспитанием домашних животных. Что ж, в чём-то они правы.
По словам зоопсихолога Стенли Корена, умственные способности собак можно сравнить с умственным развитием человеческого ребенка в возрасте от 2 до 2,5 лет.
Но на более позднем возрасте все сравнения должны закончиться, что подтвердит любой педагог или психолог. Лучше будет, если вы перестанете искать в питомце человеческие черты и научитесь наслаждаться различиями, которые всё же позволили вам привязаться друг к другу.
Общение с домашним животным не предполагает сложного многолетнего труда и ответственности, которые требуются от настоящего родителя. Дети растут, и важно помочь им сформировать сбалансированную личность, чтобы потом они смогли… стать самостоятельными и покинуть ваш дом.
Животное же останется вечным ребёнком и никогда не уйдёт, оно не сможет жить полноценно без вашей заботы. Так вот, о заботе. То, что вы оберегаете своего любимца, это прекрасно и показывает ваше серьёзное отношение к его потребностям.
Но важно различать, где заканчиваются его потребности, и где начинаются личные потребности хозяев. Ваша собачка правда мечтает о модном маникюре и платье с рюшами, или ей бы хватило хорошей косточки?