Найти в Дзене

🖼Что происходит на картине: Орфей и Эвридика. История о бессмертной любви и вреде недоверия🤥

Добро пожаловать на канал МОДА+ИСКУССТВО!

Сегодня поговорим о самой романтичной паре в древнегреческой истории — о любви Орфея и Эвридики, которая чуть было не победила саму смерть...

Гюстав Моро «Фракийская девушка, несущая голову Орфея на его лире». 1865 г. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/1065654342/N/127604397/
Гюстав Моро «Фракийская девушка, несущая голову Орфея на его лире». 1865 г. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/1065654342/N/127604397/

История об Орфее и Эвридике — одна из самых трогательных и романтичных и, разумеется, ей не раз посвящали свои картины художники. И хотя в этой легенде нет ни подглядывающих за обнажённой красоткой старичков, ни кровосмесительных связей, ни столь любимой Зевсом зоофилии, в ней есть ЛЮБОВЬ. Ну и немножко маловерия.

Орфей и Эвридика были красивой древнегреческой парой, совместное счастье которых длилось, увы, недолго. Красавица Эвридика — лестная нимфа, наступила на ядовитую змею и умерла от её укуса. Трагедия произошла то ли во время ритуальных хороводов с другими нимфами, то ли в процессе бегства от Аристея, который польстился на красоту Эвридики и погнался за ней с понятными намерениями.

В версии с погоней много «белых пятен», но интересно то, что и Аристей, и Эвридика иногда называются детьми Аполлона, так что хорошо, что «пастуший Аполлон», как прозвали Аристея, девушку всё-таки не догнал — дети могли бы родиться нездоровыми...

Луи Дюки «Орфей и Эвридика». С сайта https://gallerix.ru/storeroom/235604802/N/1768966737/
Луи Дюки «Орфей и Эвридика». С сайта https://gallerix.ru/storeroom/235604802/N/1768966737/

В общем, змея 🐍 красавицу ужалила, а «Скорых» в Древней Греции не было, так что юная нимфа умерла и отправилась в царство мёртвых, пересекла реку Стикс, расплатилась с Хароном и предстала перед Аидом. А на земле Орфей не мог пережить смерть возлюбленной и буквально сходил с ума от невозможности что-то изменить.

Шло время, но часы, дни и недели не исцеляли неутешного Орфея, и он решил во что бы это ни стало попасть в царство Аида и вымолить у него возможности забрать Эвридику обратно в мир живых, или навсегда остаться вместе с любимой в мире мёртвых.

Сэр Вильям Блейк Ричмонд «Орфей в аду». 1890 г. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/792413141/N/1010279796/
Сэр Вильям Блейк Ричмонд «Орфей в аду». 1890 г. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/792413141/N/1010279796/

Но как попасть в страну вечной тьмы и смерти, если ты ещё жив? Орфей проник в пещеру Тэнера, о которой ходили мрачные слухи, якобы оттуда можно найти дорогу в мир Аида. В пещере он обнаружил ручеёк, пойдя по которому добрался до мрачной реки Стикс, а там встретил души умерших, ожидающих своей очереди переправиться на сторону мёртвых.

Много веков перевозил души на другой берег мрачный Харон, но переправлять Орфея отказался: «Ты жив, а в царство Аида я перевожу только умерших».

Как ни просил его Орфей, перевозчик отказывался брать его на борт. И тут юноше пришло в голову воспользоваться своим главным козырем — талантом! Орфей был изумительно музыкален, играл на лире и сладкоголосо пел. Он тронул струны пальцами и зазвучала невероятно печальная, но прекрасная музыка.

Питер Пауль Рубенс «Орфей и Эвридика». 1636–1637 гг. Музей Прадо, Мадрид. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/907329322/N/1408100613/
Питер Пауль Рубенс «Орфей и Эвридика». 1636–1637 гг. Музей Прадо, Мадрид. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/907329322/N/1408100613/

Видимо, развлечений в Древней Греции было немного, тем более, у перевозчика душ, так что трелями музыканта он заслушался и перевёз таки Орфея на другой берег, где тот быстренько нашёл царя Аида и предстал перед его троном.

Властитель мёртвых был прекрасен — в чёрном плаще с огромными чёрными крыльями и мечом в руке, он давал указания Керам, отнимающем жизни у воинов на поле брани.

Тут же осуществлялся суд над умершими, а из тёмных углов жалили змеями судимых воспоминания.

Питер Фрис «Орфей и Эвридика в подземном царстве». 1652 г. Музей Прадо, Мадрид. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/1546275848/N/842380004/
Питер Фрис «Орфей и Эвридика в подземном царстве». 1652 г. Музей Прадо, Мадрид. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/1546275848/N/842380004/

Не дав хозяевам опомниться, Орфей снова тронул лиру своими пальцами и запел самую прекрасную и печальную песнь на свете. Из глаз прекрасной Персефоны покатились слёзы, Аид задумался, а когда Орфей закончил петь, спросил: «Кого ты ищешь в царстве мёртвых?».

«Верни мне Эвридику, владыка! — взмолился музыкант, — земная жизнь так коротка и никто из смертных не может избежать смерти, но я пока живой, а моя Эвридика так мало пожила на земле, так мало радовалась, так мало любила... Отпусти её на землю, дай немного пожить на свете, насладиться солнечным светом, свежестью полей и моей любовью! Ведь всё равно скоро и она, и я вернёмся к тебе навеки».

«Пусть будет по-твоему, — кивнул Аид. — Ты можешь увести с собой Эвридику, но ты не должен видеть её, пока не выйдешь на белый свет. Доверься мне, возвращайся и знай, что позади тебя будет идти твоя любимая, но не смей оборачиваться, пока вы оба не выйдете отсюда!».

Рау Жан «Орфей и Эвридика». Около 1709 г. Обратите внимание, что на этой картине Орфей изображён не с лирой, а со скрипкой. Этот инструмент в 17-18 веке считался гораздо более романтичным, чем другие струнные. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/1946731234/N/1757106624/
Рау Жан «Орфей и Эвридика». Около 1709 г. Обратите внимание, что на этой картине Орфей изображён не с лирой, а со скрипкой. Этот инструмент в 17-18 веке считался гораздо более романтичным, чем другие струнные. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/1946731234/N/1757106624/

Орфей пообещал выполнить условие Аида и отправился назад, вышел из царства мёртвых, переправился через тёмные воды реки Стикс, пошёл по ручейку в сторону выхода и вскоре увидел живой, солнечный свет, но в шаге от него вдруг испугался, что Аид не выполнил обещания и Эвридики за ним нет. Испугался и оглянулся.

Она была рядом, но как только глаза Орфея, привыкшего к темноте мира мёртвых, увидели её прекрасный прозрачный лик, Эвридика растаяла как дым...

Жан-Батист-Камиль Коро «Орфей, выводящий Эвридику из преисподней». 1861 г. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/1208659226/N/440416609/
Жан-Батист-Камиль Коро «Орфей, выводящий Эвридику из преисподней». 1861 г. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/1208659226/N/440416609/

Не знаю, как вас, а меня всегда трогала эта история. Чему она нас учит? Мне кажется, в первую очередь, доверию. Если уж ты добрался до «сильного мира сего» и выпросил у него исполнения твоей безумной просьбы, глупо не доверять его слову, потому что второй раз так уже может и не повезти. Орфей много раз после этого ходил по ручью к Стиксу, но так ни разу и не встретил на берегу даже мрачного перевозчика... По крайней мере, при жизни.

Спасибо, что дочитали! Делитесь своим отношением к этой истории в комментариях, подписывайтесь на канал МОДА+ИСКУССТВО и доверяйтесь людям!

Ваш романтичный искусствовед и семиотик моды и искусства, Полина Уханова

Историю другой, не менее трагической любви читайте в статье о Паоло и Франческе.