Д. Заславский
«Правда» № 43 (9814) от 19.02.1945 г. [3]
Осенью 1942 года, когда немцы во рвались на Кубань, к предгорьям Кавказа, стало известно в тех местах имя «Батя». Так звали командира партизанского отряда, отряда, прославившего себя и Родину подвигами отваги и бесстрашия. Мы не знали тогда, кто он, неуловимый «Батя», где сражается его отряд, из кого он состоит. Потом, когда немцы были изгнаны из Приволжья, с Северного Кавказа, с Украины, тайна, окружавшая действия партизан, стала рассеиваться. Мы узнали, что «Батя» — это П. К. Игнатов, что его отряд «За Родину» состоял в большинстве своем из представителей интеллигенции Краснодара, и сам Игнатов был директором технического вуза. Мы узнали, что в боях за Родину погибли в отряде два сына Игнатова, Евгений и Геннадий, что им посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Отряд смелых партизан под командованием П. К. Игнатова начал свои действия в августе 1942 года, завершил их после освобождения Кубани, в феврале 1943 года. Книга Игнатова рассказывает об этих действиях. Это как бы отчет народу в форме дневника, беглых и отрывочных записей. Это одновременно памятник героям, сыновьям Игнатова и их товарищам, павшим в бою, как они.
Об этой превосходной книге трудно писать. Ее читаешь, не отрываясь, с волнением, с нарастающей любовью к людям, о которых она рассказывает, с огромной нежностью к чудесным братьям Игнатовым. Надо бы в рецензии на эту книгу привести выдержки из нее, но это значит процитировать почти всю книгу, переписать ее, потому что значительна в ней почти каждая страница. Можно лить горячо рекомендовать ее каждому нашему читателю, в особенности нашей молодежи. Можно лишь сказать об ее значении.
Конечно, будут еще книги о партизанах, будет обширная литература, поколения будут изучать великое патриотическое движение советского народа. Первый опыт рассказа о действиях одного партизанского отряд», далекий от исторического обобщения, интересен и значителен тем, что дает образ партизана Великой Отечественной войны.
«Батя»-Игнатов рассказывает нам только о своем отряде, но мы знаем из его же рассказа, что по обеим сторонам действовали другие отряды, что была всё время связь между всеми отрядами и они объединены были в «куст», которым командовал секретарь краевого комитета партии. Всё время была связь с частями Красной Армии, непрерывное общение партизанского тыла с фронтом. Этой связью сильно партизанское движение нашего времени.
Отряд Игнатова был отрядом особого рода. Он был сформирован из интеллигентов — директоров, инженеров, экономистов Краснодара.
Отряд правильно учитывал свои особенности. Надо было применить к партизанскому делу большой технический опыт работников отряда. Надо было избрать специальность в военном деле, при которой были бы с наибольшим успехом использованы сильные стороны отряда. Этой специальностью оказалось минное дело. Отряд стал минно-диверсионной партизанской частью. Краснодар опоясался взрывами немецких коммуникаций на всех направлениях. Совершены были подвиги изумительной дерзости.
Но и это не удовлетворило партизан. Они понимали, что большой и ценный опыт партизанского минно-диверсионного дела должен быть распространен значительно шире. Так возникла замечательная мысль об организации в предгорьях Кавказа партизанского «минно-диверсионного вуза» — специальной школы, в которой бойцы из различных партизанских отрядов проходили краткий курс подрывных работ.
Организация разрасталась. В неприступном для немцев углу среди гор, по берегам реви Афине и на вершине горы Афине было создано сложное хозяйство отряда. Все попытки немцев пробраться к этому гнезду орлов-партизан были отбиты. А участники отряда сравнительно свободно спускались с гор, пробирались в районы расположения немецких войск, производили разведку и устраивали взрывы на железнодорожных путях, на шоссейных дорогах, на мостах и в складах.
У горсти партизан всюду был свой верный актив. С ними было население станиц. Сотне отважных героев помогали с опасностью для жизни тысячи обыкновенных граждан. Это делало партизан неуловимыми, а их разведку всеведущей.
Другая сторона книги Игнатова — это рассказ о людях отряда. Мы знакомимся с интереснейшей группой советских патриотов. Все они простые русские люди, каждый до войны делал свое скромное, на большом расстоянии незаметное дело, и никто из них, может быть, и не подозревал, на что они способны, какая сила в них живет, на какие подвиги они могут пойти и пойдут во имя Родины. По книге Игнатова можно изучать силу животворного советского патриотизма. Он преобразил деловитых инженеров и экономистов, пробудил в них чувства воинов, затронул те душевные струны, которые звучат призывом к беззаветной борьбе. Какие люди живут в нашей стране!
В центре книги — семья Игнатовых. И не потому, что автор выдвинул их на первый план. Нет, автор скромен так, как может быть скромен только простой и честный советский, русский человек. Но Игнатовы были душой отряда. Отец «Батя», Петр Карпович, — волевой, умный, смелый командир. Его жена, Елена Ивановна, поистине мать отряда. Сын Женя (Евгений) — начальник штаба. Младший сын, Геня, школьник, — бесстрашный разведчик. Сын Валентин — офицер.
Семья Игнатовых — русская рабочая семья. О Жене мать говорила:
— Быть Женьке металлистом... У него в крови должна быть страсть к металлу его дед и отец — механики, мать — слесарь, и родился он на родине русской металлургии...
— Механика — это «наследственная болезнь» Игнатовых. — шутил отец. Но не только механика в крови Игнатовых, а и большевистская страсть. Отец и мать — старые питерские рабочие, участники гражданской войны. Семья на редкость дружная.
Книгу закрываешь с чувством большой и сердечной любви в молодому талантливому инженеру Евгению Игнатову, к славному русскому мальчику Гене. Их именами названа улица в Краснодаре. Имя Гени присвоено школе, в которой он учился. В музее города их памяти отведена особая комната. Книга отца — литературный памятник им. Образ их светел и благороден.
Евгений обладал обаянием, присущим людям большой душевной чистоты и большого душевного богатства. Для значительных дел в нашей стране был он предназначен. Он не щадил себя. Он погиб, потому что хотел довести до конца большое, организованное им диверсионное предприятие. Мальчик Генька бросился за ним в роковую минуту. За их жизнь немцы заплатили при взрыве гибелью свыше 500 своих солдат и офицеров.
Школьник Генька, энтузиаст-шофер, бесстрашный разведчик, останется в памяти наших юных пионеров, как их герой. Его жизнь была коротка, но прекрасна. Его образ поэтичен, как образ Вани из «Ивана Сусанина».
Не будем говорить о художественных достоинствах книги Игнатова, Это — жизнь, человеческий документ огромной воспитательной силы. Только критик с душой старой классной дамы из «института благородных девиц» может читать эту волнующую книгу, делая на полях педантические отметки о несовершенстве стиля отдельных фраз или слов. Рядовой читатель не замечает их. Его пленяет красота русского, советского человека, разлитая по всем страницам этой светлой книги, воспитательной в лучшем смысле этого слова, героически — «приключенческой», увлекательной от первого слова до последнего.
* П. Игнатов. Записки партизана. Издательство «Молодая гвардия», 1944 г. Стр. 304.
см. Игнатов П. К. Записки партизана.
http://militera.lib.ru/memo/russian/ignatov_pk/index.html