Капитан И. Карабутенко , спец. корр. ТАСС
// «Вечерняя Москва » № 41 (6406) от 19.02.1945 г. [3]
Жизненный путь гвардии капитана Никиты Никифоровича Кононенко похож на тысячи и тысячи других. Он родился в 1922 году на Украине в селе Самотоевка, Краснопольского района, Сумской области. Учился в ФЗУ, без отрыва от производства посещал аэроклуб, затем поступил в авиашколу. Воевать начал в феврале 1943 года.
Хотя Кононенко уже в первом бою под Орлом сбил немецкий самолет и длительное время не знал поражений, победы его принимались как само собой разумеющееся. Это не значит, что его подвиги не ценили. Нет, в подразделении гордятся боем, который провела десятка «Лэвочкиных-5», ведомая Кононенко, с большой группой немцев. Советские лётчики сбили тогда 20 немецких самолётов. Памятен и другой бой, когда гвардейцы под командованием Кононенко сбили 7 вражеских машин. За всё это гвардии капитан награжден двумя орденами Красного Знамени.
Но по-настоящему командирские способности и личная храбрость Кононенко раскрылись в одном ожесточённом бою.
Командир приказал ему с восьмеркой «Лавочкиных» прикрывать боевые порядки наших наступающих наземных частей. Заместителем ведущего был назначен гвардии старший лейтенант Щетинин, ведущими пар гвардии капитан Чалый и гвардии лейтенант Скрынник, ведомыми — лётчики Моргунов, Харламов, Иванов и Снегирев.
Кононенко за полтора часа до вылета ознакомил группу с обстановкой и поставил задачу перед каждым лётчиком в отдельности. Опытные лётчики Щетинин, Харламов, Скрыпник и Снегирев были назначены в сковывающую группу.
Патрулирование началось в 6.40. Облачность достигала 1200 метров, обе четвёрки шли почти на одной высоте. Вскоре гвардейцы увидели 12 вражеских истребителей и штурмовиков, шедших на встречных курсах. Советские лётчики пошли на сближение с противником.
Внезапной атакой «Лавочкины» заставили «Фокке-Вульфов» сделать разворот, сбросить бомбы на свою территорию и уходить на бреющем полёте. Гвардии капитан Чалый преследовал отставшую вражескую машину и в стремительной атаке сбил её. По одному самолёту уничтожили Иванов и Кононенко.
Самолёты врага разбрелись в разные стороны, ушли в глубь своей территории. Наши лётчики продолжали патрулировать. Долго ожидать не пришлось. Появилась новая группа вражеских машин: тридцать «Юнкерс-87», два «Фокке-Вульф-190» и четыре «Мессершмитт-109».
Группа Кононенко первой заметила врага. Гвардейцы быстро проскочили мимо противника, набрали высоту и всей восьмёркой атаковали бомбардировщиков сверху и сзади, воспользовавшись тем, что «Мессершмитты » и «Фокке-Вульфы» при виде «Лавочкиных» поспешили скрыться. Атакуя сзади и сверху, советские лётчики наседали на «Юнкерсов», заставили их сбросить бомбы на свои войска и повернуть вспять. Когда бомбардировщики заметались в панике и стали удирать, гвардейцы пошли- за ними по пятам.
Кононенко хорошо организовал преследование. Четверка Щетинина находилась несколько выше четвёрки ведущего и, не упуская из виду своих, также атаковала бомбардировщиков. Характерная особенность этого преследования заключалась в том, что гвардейцы всё время находились выше врага. Каждый лётчик выбирал цель и не отставал от неё до тех пор, пока не поражал её.
Лётчик Моргунов шел правее ведущего, и тот хорошо видел, как он сбил один «Юнкере». Ко второму подошёл сам Кононенко и дал три очереди. «Юнкерс» загорелся и упал на землю.
В результате этого боя Кононенко, Чалый, Снегирев, Щетинин и Скрыпник сбили по 2 немецких самолёта, а Моргунов, Харламов и Иванов — по одному.
Сейчас на боевом счету командира эскадрильи гвардии капитана Кононенко 12 личных побед.
2-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ.
=> http://pressa-voiny.ru/1945/2/19/54249.html
См. также:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кононенко,_Никита_Никифорович
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2901