Для тех, кто регулярно передвигается на маршрутках, автобусах, троллейбусах, трамваях, метро и электричках, картина, когда две трети (а то и больше)пассажиров сидит в наушниках уткнувшись в экраны гаджетов (конечно при этом музыку слушают не все: кто-то играет в игры, кто-то зависает в соцсетях или читает книгу в электронном виде) –реальность, а для молодёжи так вообще обыденность. Но те, кто постарше прекрасно помнят, что так было далеко не всегда. О том, с чего всё начиналось и как это было 30-40 лет назад - в сегодняшнем материале.
Кто-то, едва посмотрев на заголовок, скажет: ну вот, опять про СССР. Да сколько же можно? Опять этот отстой из прошлого века. Кому это нужно? Ну и т.д. Отвечаю скептикам сразу: если у Вас заголовок вызывает именно такие ассоциации, то дальше можете и не читать. Ничего такого, что сможет Вас убедить в обратном, в этой статье Вы не найдёте. Материал может быть интересен лишь тем, кто жил в то время, а также тем, кто интересуется историей во всех её проявлениях.
Кстати о возрасте. Я, кроме собственных статей, регулярно читаю и некоторые материалы других авторов (и «авторов» - почему я делю их на две категории: в кавычках и без - Вы поймёте далее) по схожей тематике. Так вот «авторами» в кавычках я мысленно называю тех, кто в силу своего возраста (конечно большинство из них анонимны и скрываются за названием/логотипом канала но по содержанию статьи всегда можно угадать примерный возраст пишущего) просто физически не мог застать ни того времени, ни самих аппаратов. Соответственно все статьи подобных писателей простое копирование с сайтов наподобие http://rw6ase.narod.ru иногда дополненные несколькими собственными предложениями с совершенно неочевидными выводами. Но это конечно остаётся на совести пишущего (или копирующего) – раз у них есть своя аудитория значит кому-то это нравится. Мне же 53 года (уже почти 54) чего я не скрываю. И уже по одному этому понятно, что и аппаратуру той эпохи я застал и о самом том времени знаю не понаслышке. Конечно я не владел всеми выпускаемыми в то время магнитофонами – это невозможно было ни физически, ни материально. И именно поэтому рассказ будет не обо всех моделях, а лишь о некоторых: о тех, с которыми в разное время удалось соприкоснуться. Но для начала - немного истории.
Переносной (портативный, носимый) магнитофон изначально задумывался как устройство, способное работать как от сети переменного тока, так и от комплекта элементов питания (попросту говоря «батареек») что расширяло сферу его применения и позволяло использовать изделие там, где возможности подключить его к электросети не было. То есть на отдыхе на природе, в дороге или просто на улице. Соответственно и целевая аудитория для подобной технике предполагалась своя. Подростки, молодежь и просто физически активные люди, для которых сидеть в квартире-смерти подобно. Конечно же, ещё до появления портативных магнитофонов появились аналогичные транзисторные радиоприёмники. Но тут было несколько «НО». Во-первых приём качественного сигнала (как и интересных радиостанций) зависел от нескольких факторов. Начиная от самих технических возможностей радиоприёмников: самые простые аппараты 3 и 4 классов как правило принимали сигнал лишь в диапазонах длинных и средних волн (ДВ и СВ), более «продвинутые» 2-го класса «брали» ещё и на КВ а самые-самые на КВ с пятью поддиапазонами(от 25 до 49м если не ошибаюсь) и на УКВ. При этом если аппараты 2-го класса (но не все), а также первого и высшего работали как от сети, так и от батареек, то 3,4 класс –только от батареек, что достаточно сильно ограничивало возможности их применения. Правда гнездо для подключения внешнего адаптера (блока питания) у всех этих приёмников все же было. Однако блок питания должен был приобретаться отдельно но, честно говоря, в то время подобных БП я в продаже не встречал. Возможно, они и существовали в какой-то параллельной реальности, но мне об этом и по сей день ничего не известно. Ну и, возможно, самое главное: то, где мы проживали. Если в Краснодарском крае на один из первых своих «транзисторов» «Кварц-404»(питание от 9-ти вольтовой «Кроны») я на средних волнах ловил кучу европейских радиостанций в довольно таки приличном качестве, то в Омской области этот же транзистор не ловил почти ничего.
Однако нынешняя статья все же не о «транзисторах», а о магнитофонах. Главное отличие которых от радиоприёмников – возможность иметь собственный «плей-лист» и слушать то, что хочется тебе: здесь и сейчас.
И начну я свой рассказ со всем известной «Электроники-302». В личном владении у меня этого магнитофона никогда не было, но соприкасаться с ним в те времена мне удавалось довольно часто. Именно с модификацией, которая на фото ниже.
Магнитофон достаточно симпатичный. Я бы даже сказал «стильный». При этом в своём классе (и ценовой категории, а стоил он кажется 145 руб.) достаточно приличный по звуку. Но есть у него одна конструктивная особенность (именно в этой модификации - про более поздние не скажу, не знаю). Клавиши перемотки не фиксируются. То есть для того чтобы перемотать кассету надо нажать клавишу «перемотка» и держать. И частенько именно этот момент замалчивается многими из тех, кто описывает эту модель. Соответственно напрашивается вывод: человек вживую с аппаратом не общался.
«Романтик-306».Всё, что пишут про этот магнитофон - в основном правда. Действительно он неубиваемый и при этом с хорошим (мощным и динамичным для своего класса) звучанием.Единственное слабое место-крышка кассетоприёмника. Почему-то эти крышки долго не жили и частенько через какое-то время магнитофон эксплуатировался уже без крышки. Впрочем и у некоторых других моделей магнитофонов была подобная «ахиллесова пята». «Романтик-306» собирался в Петропавловске (Северо-Казахстанской области) до которого от моего городка было два часа на электричке. Да и в местных магазинах данный магнитофон часто присутствовал в продаже. Соответственно купить его не представляло труда. Но и этой моделью я не владел. Во-первых внешний вид - он на любителя. А во-вторых иметь то, что было если не у каждого второго, то у каждого третьего (условно конечно) как то не хотелось.
И, наконец «Весна-202». Данная модель, чуть видоизменённая, позже выходила и под марками «Русь» и «Карпаты» правда уже с цифровым индексом «205». «Весна» была, пожалуй, третьей по популярности. Правда я говорю о популярности локальной. То есть в рамках отдельно взятого городка. Оценивать популярность перечисленных магнитофонов в масштабах огромной страны я не рискну. Думаю что в комментариях к материалу будет более объективная картинка.
А пока я перейду к магнитофонам, которые были лично у меня. Без особой хронологии. Просто в том порядке, в каком это вспоминается.
На самом деле подобных магнитофонов у меня было сравнительно немного. А первым был вообще не магнитофон, а магнитола «Вега-326». Но поскольку рассказ о магнитолах планировался во второй части рассказа, то перехожу к следующему(и очень неоднозначному) приобретению.
То, что некоторые покупки мы совершаем импульсивно и не всегда руководствуясь практичностью и логикой - вряд ли может подвергаться сомнению. И данный случай тому подтверждение. Хотя…судите сами.
Поехал я как то в гости к сестре. И было это… Ну вобщем середина 80-х. Моему племяннику было на тот момент наверное около года и это было наше первое с ним знакомство. И вот тогда, в местном поселковом магазинчике я купил магнитофон «Спутник-404».Уже и не помню-то ли ничего другого там не было, то ли денег мне хватило лишь на «Спутник»-но это теперь совсем не важно. Важна цель. А цель была записать голос младенца на кассету и отвезти моей бабушке, чтобы она могла услышать правнука. Да, ребята, видеокамер тогда не было (как и телефонов у каждого) и подобные «звуковые письма» для кого-то были одной из немногих возможностей услышать родной голос за сотни, а то и за тысячи километров. И пусть во всём остальном «Спутник» был ужасен: и по звучанию, и по удобству (а точнее неудобству) пользования (одно управление чего стоило: ассоциации с переключением скоростей на грузовике ГАЗ-51 самые что ни на есть натуральные), но свою задачу он на тот момент выполнил и продал я его на удивление легко и быстро. Кстати о внешнем блоке питания к «Спутнику». С одной стороны это неудобно конечно, но с другой, если брать магнитофон куда-то с собой с расчетом использования лишь автономно, то есть от батареек, то он, за счёт отсутствия блока питания, гораздо легче тех магнитофонов, у которых БП встроенный.
В 1985-м, незадолго до того как я должен был уйти в армию, столь же импульсивно был куплен «Протон-402» - простенький, но весьма симпатичный. И, несмотря на 4-й класс достаточно прилично звучащий.Из органов управления были лишь клавиши управления ЛПМ и два регулятора: громкость, совмещенная с включением питания(по-моему так и было: ручка громкости поворачивалась-щелчок,загорается светодиод сеть,а дальше уже регулируется громкость) и регулятор тембра.Уровень записи устанавливался автоматически(АРУЗ-автоматическая регулировка уровня записи).Вобщем-полный минимализм.
Ну и наконец армия.Я и там не оставался без музыки и за два года службы сменил три магнитофона. «Весна-309»,»Беларусь-302» и магнитола «ВЭФ-260 Сигма» с которой я вернулся домой. Поскольку магнитолы, как уже сказано выше, будут во второй части, то несколько слов о «Весне» и «Беларуси».
С «Весной-309» сохранилось старое фото то ли 1986-го, то ли 1987 года. Сам же аппарат вполне обычный и по звуку и по пользовательским функциям. Дизайн - вот он другой. Сравните с той же «Весной-202».Ещё можно упомянуть возможность работы с двумя типами ленты и встроенную систему шумопонижения, но оценить достоинства(или недостатки)того и другого на тот момент не удалось. Записывать самостоятельно в казарме не с чего. И поэтому кассеты в основном приобретались в студии звукозаписи на ул. Крылова. Поправьте меня старожилы Новосибирска если я ошибаюсь (это 1986-87гг).
А вот у «Беларусь-302» была оригинальная «фишка»: управление ЛПМ: можно было нажимать как на клавиши со стороны фронтальной панели (как на «Электронике-302» например) так и на кнопки с торца (как на «Романтике-306»).Подобной конструкции я больше не встречал ни в одном магнитофоне: ни в отечественном, ни в импортном. Хотя утверждать, что подобных аналогов не было - не могу.
Вот кажется и весь мой скромный опыт из того, что касается отечественных монофонических портативных кассетников. Конечно же были и какие-то другие магнитофоны. Но из того что было лично у меня это наверное всё. Ну или почти.
В следующей части я расскажу о магнитолах: и монофонических и стерео. А пока спасибо за внимание!
Всё фото(кроме черно - белого на котором я с "Весной")взяты из открытых источников.
P.S. Большая просьба к читателям, желающим оставить собственные комментарии: оставляйте их именно по теме материала.То есть: отечественные монофонические портативные кассетные магнитофоны.