С момента публикации Карлом Марксом «Капитала» прошло уже 183 года. Т.е. в экономической теории уже скоро будет 200 лет как существует «теория прибавочной стоимости». С ней можно соглашаться или спорить, но она часть экономической теории. Однако почему-то все равно крайне популярна идея о том, что прибыль капиталиста идет из «риска». Дескать, капиталист рискнул, выиграл и теперь радуется последствиям. А те, кто не выиграли – разорились. Причем тема «риска» отражена даже в учебниках и энциклопедиях. И есть у меня несколько мыслей на эту тему.
1. А кто рискует? Мы не в девятнадцатом веке. Экономическая ситуация сильно изменилась, мир изменился, капитализм развился. Встает вопрос – кто сегодня рискует? Разве крупные предприятия чем-то рискуют? Топовые банки? Энергетические компании? ИТ-холдинги? Чем рискует условный Facebook или Google? Или British Petroleum? Да ничем. Их риск связан с одним единственным фактором – началом национализации. Вот тогда да – «риск» в полный рост себя проявит. Но с этим не трудно бороться…по крайней мере пока. Мне можно возразить – «а вот 10/20/100 лет назад они рисковали когда основали». Предположим. И сколько лет вы предлагаете оплачивать нам риск, сделанный когда-то давно?
2. А чем рискует? Тут сразу можно прибежать и показать истории великой депрессии в США, при которой неудачливые предприниматели кончали жизнь самоубийством. Простите, но 90 лет прошло. Давно у нас последнее самоубийство учредителя было из-за разорения сколь-нибудь крупного предприятия? Можем даже взять ближайшую историю родной страны – как тем дела у Чичваркина? У Полонского? Может хотя бы Ходорковский разорился и теперь работает простым наемным сотрудником? Нет? Зато штат наемных сотрудников оценил риски данных великих предпринимателей. Может они плохо работали и не защищали прибыль своих нанимателей? Наверное «сами виноваты».
3. Но ведь малые предприниматели точно рискуют? Технически конечно да. «Рискуют». Только это не риск. Это гонка. У малого предпринимателя есть 2 варианта: он или успеет вырасти до того как его сожрут или не успеет. Если малый предприниматель открывает магазин продуктов, то он не рискует. Он ждет, когда в его район придет какой-нибудь условный «Магнит». Когда малый предприниматель приобретает франшизу – он не рискует. Он участвует в развитии другого предприятия в надежде получить свою долю прибыли.
Можно долго дискутировать на тему «откуда у предпринимателя прибыль». Но утверждать, что она берется из «риска» это скатиться на уровень даже не середины, а начала девятнадцатого века. С тех пор мир наполнился монополиями и артелями, а мы продолжаем рассказывать волшебные истории о «рисках». И с пламенными сердцами защищать эти «риски» от нападков «проклятых коммунистов». Надежда остается все та же – что эти люди «на зарплате» или боты. Иначе теория о том что «95% населения земли - идиоты» находит косвенное подтверждение.