Найти тему
Лит_учка Наталья Андреева

Почему наши так не могут?

Смотрю сейчас детективный сериал "Преступник", который в 2019 году выпустила американская развлекательная компания Netflix. Получаю большое удовольствие, и думаю: Господи, наши-то почему так не могут?! Я понимаю, фантастика, экшн, где нам до Голливуда далеко. И то, разве мы не освоили все эти спецэффекты? Вполне. Но глубину пропасти, в которую рухнул отечественный кинематограф, ощущаешь именно когда смотришь вот такое игровое кино, без затей, по сути без действия, где все снято в одном помещении и держится исключительно на сюжете и актёрской игре. Именно так: на экране ничего не происходит, несмотря на то, что это детектив. Ни драк, ни погонь, ни сбора улик с риском для жизни. Все поступает к дознавателям уже в готовом виде. Весь фильм идёт допрос. Цель которого установить истину:кто перед тобой сидит, убийца или невиновный? Одни лишь разговоры, причём бывает так, что половину серии тот, кого допрашивают, вообще молчит. Или отвечает одной короткой фразой:"Без комментариев". От экрана, тем не менее, не оторваться.

Так получилось, что смотреть сериал я начала с немецкой истории. А всего в "Преступнике" задействованы четыре страны:Великобритания, Франция, Испания, Германия. И захватить внимание зрителя, чтобы он буквально прилип к экрану, должны были английские профессионалы перекрестного допроса. Но я не жалею, что начала не с их шедевра раскрутки преступника. Первая из трех серий, отведенных каждой стране, по понятным причинам, забойная. С великолепным актёром в главной роли, роли преступника и закрученным детективным сюжетом. И серия "Эдгар" мне понравилась больше всего в английской части сериала.

Рассказывать сюжет я, разумеется, не буду. И не об этом я хотела поговорить. Сериал рекомендую к просмотру однозначно. Я вот о чем: там же нет ничего сложного! Идея проста, съёмки не бог весть какие затратные. Даже при том кризисе, в котором находится наш кинематограф, это вполне по карману любой кинокомпании. Всё ведь держится на актёрской игре, а актеров в кадре - единицы. Группа дознавателей, двое ведут допрос, ещё двое-трое за стеклом, подозреваемый и его адвокат. Все действие развивается в одном только здании: собственно, камера, где идёт допрос и кулуары полицейского участка. Но это же не звездолет с кучей наворотов, не другая планета, даже не прошлое, допустим, век двадцатый. Эпоха Сталина, Хрущева... Сколько уже у нас этого снято? И повторяю:это все дороже. А смотреть невозможно!

Что происходит?

Я пытаюсь это хоть как-то объяснить. Если разобраться, и сюжеты с детективной точки зрения не бог весть. Просто качественно написанные диалоги, жизненность ситуации, динамика. Нет пустоты, действие бурно развивается несмотря на статику, в которой находятся персонажи. Они просто сидят. Редко встают и выходят в соседнее помещение. Главный герой, предполагаемый убийца, вообще не выходит из комнаты, где его допрашивают. Ну, практически.

Нарастает внутреннее напряжение. Психологическая обстановка накаляется, по мере того, как серия идёт к концу:он убил или не он? Дожмут - не дожмут? Чем и как?

Повторяю, нет ничего сложного. Ни в плане съёмок, ни в плане сюжета. Но попробуй предложи такой проект нашим продюсерам! Это я вам, как автор, регулярно пишущий заявки на каналы, говорю. Знаете, какой будет ответ? "Всё это уже было. Сюжет не оригинален. Скучно. Зритель это смотреть не будет".

Потому что синопсис этого сериала, если попробовать его написать, и в самом деле, будет скучным. Что происходит в кадре? Ничего. Разговаривают. Сколько трупов в серии? Один. Кто убийца? Тот, кого допрашивают. Чёт - нечет. Скучно.

В том-то и штука, что мы, похоже, с водой выплеснули ребёночка. И осталась у нас лохань, под названием отечественный кинематограф. Пустая, увы.