Зимнее путешествие по Сейшелам на катамаране было насыщено событиями. Как яхтенный капитан, я получил много ценного опыта и побывал в новых для себя ситуациях, о которых только читал в книгах
Столкновение судов - одна из самых неприятных и опасных проблем, которые могут случиться. Однажды ночью, на якорной стоянке северной бухты острова Ла-Диг, я стал свидетелем аварии. Здоровенный катамаран, размером с мою квартиру(62 фута - это почти двадцать метров длиной) сорвало с якоря на соседний катамаран и изрядно побило. Повреждения были у обоих
В этой статье разберу ситуацию и расскажу, чем все закончилось
Начало
Когда я вечером заходил в бухту, она была свободна, стоял всего один катамаран. Мы отдали якорь на отдалении, цепь вытравили почти на полную. По прогнозу ветер должен был еще усилиться, поэтому я решил перестраховаться
Через некоторое время пришел "Гигант"(так я буду называть этот 62-футовый катамаран) Он прошел перед моим носом, бросил якорь почти около берега, и остановился прямо перед нами.
Т.е. он бросил якорь недалеко от нашего, просто вытравил меньше цепи. Я негодовал. Ветер был с берега, и я понимал, что если его начнет "тащить", то у нас не будет никакого пространства для маневра
Но по прогнозу ветер должен был изменить направление, так что пока я наблюдал за ситуацией
В течение часа пришли наши новые знакомые - ребята из Рязани. У них тоже был недельный чартер. Катамаран рязанцев встал справа от меня, на отдалении. Но справа от них уже были скалы. В небольшой бухте уже не хватало места
Ночные вахты. Усиление ветра
Пока экипаж купался, готовил ужин и отдыхал, я не переставал следить за обстановкой. Ветер понемногу менял направление. Наш катамаран слегка развернуло, и Гигант уже не угрожал
Этой ночью я спал урывками. В моей носовой каюте был люк, через который я следил за ситуацией. Стемнело довольно быстро, ветер все усиливался, дождь барабанил по палубе, добавляя эпичности ситуации
Где-то в четыре утра мне позвонили Рязанцы, спросили совета. Они всю ночь несли вахту на палубе, сменяя друг друга. Ветер зашел на девяносто градусов и дул практически вдоль бухты. Одно было хорошо: нашему катамарану уже ничего не угрожало
Но вот для ребят ситуация изменилась не в лучшую сторону. Гигант развернуло прямо к ним. С каждой волной, казалось, он становился все ближе и ближе. Хотя с моей точки расстояние между ними все еще сохранялось
Я вышел на палубу под пронизывающий ветер и дождь, не забыв натянуть термобелье и дождевик. Кто бы мог подумать, что они мне пригодятся на Сейшелах, где температура воздуха почти всегда 30 градусов!
Спать хотелось жутко, поэтому после получаса вахты без изменений я отправился погреться в каюту. Уже начинало светать и я подумал, что "ночь мы пережили"
Когда я забрался под теплое одеяло, выглянул в окно. Гигант был совсем рядом с Рязанцами. Недолго я отдыхал.. Без промедлений я выбрался на палубу
Мне оставалось только наблюдать столкновение двух катамаранов. Гигант медленно приближался к Рязанскому катамарану, но в один момент произошел рывок, и его понесло. Видимо, якорь сорвало совсем
При этом команда Гиганта только вышла на палубу. Они медленно застегивали свои непромокаемые куртки, хорошо, что еще чаю не догадались попить.. Экипаж катамарана из рязани в одних шортах под проливным дождем стоял с кранцами наперевес, готовый подставить их в случае касания
Столкновение
Дело в том, что они тоже не могли уйти, потому что якорь теперь находился под Гигантом, который несло прямо на них. В итоге они встретились. Корма последнего ударилась о левый поплавок рязанцев в носовой части, форштевень оказался довольно крепким, но куски пластика все-таки посыпались в море
В свою очередь у гиганта была пробита резиновая лодка, которая была подвешена на корме, и часть палубы тоже была повреждена
И только после этого экипаж Гиганта смог развернуть катамаран, выбрать цепь, и отойти на безопасное расстояние. Причем сначала они хотели обойти и встать в том же месте с другой стороны. Этот маневр был также опасен. Поэтому мы светом фонаря, сигналом туманного горна и громкими криками по-русски намекнули, что нужно идти подальше от нас
Кто виноват?
С рассветом все кончилось. Точнее, все разошлись на безопасное расстояние, а ветер продолжал усиливаться
"Жизненно важные органы не задеты" - оба катамарана остались на ходу и еще легко отделались. При самом неудачном раскладе их обоих, сцепившихся, могло выбросить на камни, а это уже совсем опасно
Вечером мы пересеклись в марине острова Маэ. Мне было интересно, как решать подобные вопросы, кто виноват в авариях на море
Еще после столкновения я посоветовал ребятам сразу позвонить в чартерную компанию и сообщить о происшествии. Так они и сделали
Обычно яхты всегда страхуются. А перед чартером берется возвращаемый депозит. И если авария произошла по вашей вине, то депозит(или его часть) не возвращается
В этом случае у ребят, как и у нас, была дополнительная страховка, поэтому после составления определенных бумаг, полного описания ситуации вопрос был решен. Теперь страховая компания должна будет выплатить ущерб. Парни предоставили еще фото-видео материалы столкновения, на всякий случай. А с Гигантом мы больше не встречались
Как избежать столкновения?
При любом происшествии всегда есть два участника. И каждый должен сделать все, чтобы его избежать. В данном случае экипаж Гиганта вел себя совершенно безответственно
Этот катамаран весит довольно много(даже боюсь предположить), поэтому во время стоянки на якоре надо отдавать цепь почти до конца(это может быть 50-70 метров)
Мне кажется, они отдали не больше тридцати метров цепи и рассчитывали что их посудину будет держать при сильном шквалистом ветре.. Это совсем не сочетается с правилами хорошей морской практики
А на месте ребят.. Можно было изначально пойти в другую, более просторную бухту, т.к. прогноз был известен, и они стояли как раз на подветренной стороне. Еще одним вариантом было попробовать сняться с якоря ночью, пока еще это было возможно
Понятно, что в первую очередь Гигант должен был быть на чеку. Экипаж отнесся халатно к данной ситуации, и все обернулось не лучшим образом
. . .
Весь яхтинг построен на опыте. Каждая история, каждое приключение чему-то учит нас, дает свой урок. И хорошо, когда можно учиться на чужом опыте. Ведь чем больше ты знаешь историй и вариантов их решения, тем больше шанс, что ты сделаешь все, чтобы аварии не произошло. По крайней мере я к этому стремлюсь
Было интересно и полезно - подписывайтесь на канал Человек и ВездеХод, чтобы следить за приключениями. Только личный опыт и истории из жизни
Также в моем инстаграм: pavelvminaev
Павел Минаев
Еще про наше путешествие по Сейшелам:
Русские на Сейшелах. Бесплатно отдохнули на территории отеля(просто зашли с другой стороны)
Судовой журнал. Рязанские мужики угостили рыбой на стоянке
Как это было: