Найти тему
Никита Минеев

СЛОВАЦКАЯ СТРЕЛА

Так назывался скоростной маршрут, соединивший Прагу и Братиславу в 1936 году. Конечно, железная дорога между столицами Словакии и Богемии была построена задолго до того, но в 1936 году, в период расцвета автомотрис, заводом Татра были выпущены два экземпляра скоростной дизельной автомотрисы с уникальной электромеханической передачей конструкции Йозефа Суседика, получившей имя "Slovenska strela" и индекс М290. Именно они и стали с 13 июля 1936 года осуществлять скоростные пассажирские перевозки из Праги в Братиславу с получасовой остановкой в Брно, развивая скорость до 130 км/ч и преодолевая маршрут за 4 ч. 51 мин.

Моторный вагон серии 290 представлял собой сварной аэродинамический кузов, водруженный на две двухосные тележки, каждая со своим мотором и трансмиссией. Топливом для двух двигателей Татра Т67 была смесь спирта и бензина (хотя первоначально, в 1935 году, были установлены дизельные двигатели, по итогам испытаний замененные на бензиновые), максимальная мощность каждого мотора достигала 123 кВт, а максимальная скорость вагона - 148 км/ч.

Как уже упоминалось, уникальным ноу-хау этих машин была электромеханическая передача. До скорости 85 км/ч передача была электрической, а при превышении этого порога можно было подключить муфту прямой механической передачи крутящего момента. Из широко распространенного и неудивительного ныне, а тогда бывшего шагом в будущее, можно упомянуть дисковые тормоза и легкосплавные литые колеса.
Как уже упоминалось, уникальным ноу-хау этих машин была электромеханическая передача. До скорости 85 км/ч передача была электрической, а при превышении этого порога можно было подключить муфту прямой механической передачи крутящего момента. Из широко распространенного и неудивительного ныне, а тогда бывшего шагом в будущее, можно упомянуть дисковые тормоза и легкосплавные литые колеса.
Тележка М.290 с мотором и трансмиссией
Тележка М.290 с мотором и трансмиссией
Схема моторного вагона М290
Схема моторного вагона М290

Вместимость мотрисы составляла 72 пассажира в салоне 2-го класса (первого не было в принципе), помимо пассажирского салона в вагоне был также буфет. С обоих концов вагона были кабины управления, при этом, никаких выводов воздушных магистралей и устройств сцепки не было в принципе, эксплуатация с прицепными вагонами не предусматривалась конструктивно.
Эти "Стрелы" служили до 1939 года, когда, с началом Второй Мировой Войны стало не до перевозок.

3D визуализация, Татра М290.002 на вокзале Усти над Орлици
3D визуализация, Татра М290.002 на вокзале Усти над Орлици

Из-за отсутствия дефицитного топлива футуристические автомотрисы встали "к забору". К счастью они не были утрачены в ходе военных действий, больше того - по окончании войны именно они доставили в Нюрнберг участников знаменитого процесса от Чехословакии.
Позднее, когда было возрождено движение по скоростному маршруту, они на него уже не вернулись (до 1965 года Словацкими стрелами были различные дизельные, паровые и электрические локомотивы, а в середине 60-х маршрут переименовали в Остравско-Братиславский экспресс).
С 1945 года и до списания автомотрисы серии 290 эпизодически использовались в правительственных перевозках. Вагон 290.001 был выведен из инвентаря в 1953 году, а 290.002 - в 1960-м. Первый не дожил до наших дней, сгинув в пожаре в начале 60-х на заводе Vagonka Studenka, а второй в 1960-х годах вернулся домой - он был передан заводскому музею Татра в Копрживнице. В конце 60-х он прошел частичную реновацию, в ходе которой часть сидений демонтировали, устроив внутри вагона экспозицию, посвященную его истории (сейчас он сохраняется в этом состоянии). Позднее вагон был переименован в М290.001 и сейчас носит именно это обозначение.
В 1999-м году он занял свое нынешнее место - под навесом у входа в заводской музей.

С тех пор предпринималось несколько попыток использовать его для ретро-туров, однако, с места он так и не тронулся. В 2011-м году М290 был признан национальным техническим памятником. Состояние его далеко от идеала, но он, по крайней мере, жив.
С тех пор предпринималось несколько попыток использовать его для ретро-туров, однако, с места он так и не тронулся. В 2011-м году М290 был признан национальным техническим памятником. Состояние его далеко от идеала, но он, по крайней мере, жив.
-7