Найти тему

Судьба русского иконописания в XX и XXI веках

Судьба Русской Православной Церкви и иконописания при советской власти была трагичной. Но даже в тёмные времена не угасла вера и не умерло иконописание. Многие люди хранили веру в душе своей. А в том, что сохранились традиции русского иконописания, особую роль сыграла замечательная женщина — инокиня в миру Иулиания — Мария Николаевна Соколова. Невозможно не сказать хоть несколько слов о духовном подвиге женщины, которая не побоялась гонений и опасностей.

Иулиания — Мария Николаевна Соколова
Иулиания — Мария Николаевна Соколова

Мария Николаевна приняла тайный постриг в 1970 году.

Родилась она 8 ноября 1899 года в семье священника Н.А. Соколова, настоятеля церкви Успения Богоматери на Гончарной улице в Москве. Девочка набожная, Мария с детства любила читать Священное Писание и жития святых и много рисовала. По окончании гимназии в 1917 году стала учителем рисования в советской школе, но, отказавшись читать атеистическую лекцию, вынуждена была уйти с преподавательской работы. В Москве углублённо занималась рисунком, а затем поступила на работу художником-графиком в издательство «Энергия». Но все годы была верной служительницей Церкви. По благословению о. Сергия Мечева стала обучаться иконописанию у одного из самых известных реставраторов.

Оставив Москву, поселилась неподалёку от Троице-Сергиевой лавры. Продолжала зарабатывать на хлеб в издательстве, а всё свободное время копировала старые иконы.

Образ Ветхозаветной Троицы. Ворота Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Образ Ветхозаветной Троицы. Ворота Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Писала сама — на бумажных картонках и грунтованных с двух сторон холстиках — так, как издревле писались «таблетки» («Таблетками» называются двусторонние иконы малого формата, которые писали на загрунтованных холстах и в праздники водружали соответствующую икону на аналой в церкви). Писала тонко, выводя кистью миниатюрные изображения святых, православные праздники.

Так шли годы. Великая Отечественная война смягчила отношение советской власти к Церкви, и в 1946 году была вновь открыта Троице-Сергиева лавра. Здесь, в святом деле возрождения главного русского духовного центра, Мария Николаевна получила возможность спокойно работать в молитвенной тишине своей тихой, как монашеская келья, рабочей комнатки. Перед сохранённой ею чудотворной Фёдоровской иконой Божией Матери из храма Святителя Николая в Кленниках.

Теперь она все силы отдавала возрождению лавры. Написала многие иконы: для раки преп. Никона и сени над его мощами, его житийную икону, образ учеников преп. Сергия, иконы в иконостас академического храма. Участвовала в расчистке древних образов. По её эскизам расписана в лавре Серапионова палата. Она работала много и плодотворно и в последующие годы, теперь в окружении и с помощью своих учеников. Круг учеников и последователей Марии Николаевны постепенно расширялся.

Работы Марии Николаевны Соколовой в Серапионовой палате: Явление Божией Матери преподобному Сергию (слева); Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Московского Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предсказывает ему победу (справа)
Работы Марии Николаевны Соколовой в Серапионовой палате: Явление Божией Матери преподобному Сергию (слева); Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Московского Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предсказывает ему победу (справа)

В 1958 году Мария Николаевна организовала в лавре иконописный кружок из студентов Московской духовной академии, которым руководила 23 года. И разошлись по России ученики Марии Николаевны, тайной монахини Иулиании. Среди них — будущий епископ Алипий (Погребняк) и многие-многие другие, давно воспитавшие своих учеников, также уже ставших учителями. Так разгоралось пламя, зажжённое от тихого огонька одной свечи — одной наполненной вдохновенным трудом праведной жизни.

Монахиня Иулиания в конце своего земного пути написала образ Ветхозаветной Троицы над Святыми воротами Троице-Сергиевой лавры. Об этом её образе говорят, что, использовав иконографию Андрея Рублёва, художница создала образ, обращённый к тем, кто живёт в XX веке.

Росписи архимандрита Зенона (Теодора) в нижнем храме Феодоровского собора в Санкт-Петербурге
Росписи архимандрита Зенона (Теодора) в нижнем храме Феодоровского собора в Санкт-Петербурге

Несколько десятилетий иконописное дело в России не прерывается, но существует в основном в закрытой монастырской среде. Украсил некогда свою обитель стенописью и иконами настоятель Псково-Печерской лавры о. Алипий (Воронов). Пишет иконы сначала в лавре, а затем и в Новгороде о. Сергий (Голубцов). Во многих монастырях и церквях работает монах-иконописец Зинон (Теодор). Продолжают своё тихое служение ученики монахини Иулиании, хранящие светлую память о своей наставнице. Среди них — И.В. Ватагина и Е.С. Чуракова.

В последние десятилетия в новой России десятки новых учебных заведений подготовили сотни иконописцев, и они украшают стенописью возрождаемые из руин старые и строящиеся новые храмы, создают многие тысячи икон. А рядом музейщики, учёные и реставраторы продолжают свою огромную работу, накапливая материал и исследуя русскую икону в её художественной и культурной природе.

Так что русское иконописание живо. И, может быть, где-то в тихой келье или мастерской сегодня написан или создаётся образ, который поможет России пережить тяжёлые времена, а народу православному сохранить Свет и Веру в своей душе.

Нонна Яковлева

Книги для семейного чтения: «Жемчужное ожерелье Северной Руси» , «Русь златоглавая», «Держава Московская», «Путешествие в культуру. По дороге к храму», «Русская икона»