Найти тему
Вездеход «Бурлак»

В России создан новый арктический вездеход

Вездеход «Бурлак» первой генерации
Вездеход «Бурлак» первой генерации

15 марта 2016 года команда смельчаков отправилась на Карское море Северного ледовитого океана для первого испытания уникального вездехода.

«Бурлак» — так называется новый российский автомобиль, спроектированный в 2014 году конструктором Алексеем Макаровым и построенный в начале 2016 года. На испытаниях его сопровождал другой вездеход конструктора — «Макар», проверенная машина, которая добиралась до мыса Челюскин.

Путешественники доставили автомобили на трейлере из Екатеринбурга до города Ивделя, затем отправились уже своим ходом через Воркуту до Байдарацкой губы. Маршрут экспедиции к Карскому морю длиной 1500 км проходил через Приполярный Урал, гору Народную, перевал Дятлова, зимники и торосы, непроходимые для других транспортных средств территории за полярным кругом.

Несмотря на рекордное количество снега в горах, около 4-5 метров, машина показала отличную проходимость. «Бурлак» поднимался в гору под углом наклона около 30 градусов, спускался траверсом. На высоте более 1800 метров воздух разреженный, однако двигатель работал без сбоев.

Водные испытания на Байдарацкой губе прошли 25-26 марта. На вездеходе испытатели спустились на воду с острова Левдиева, преодолели около 20 километров до берега, а затем около 100 км до устья реки Хохорейтосё. Протестировали способность машины преодолевать торосы, держаться на плаву, маневрировать и выбираться на берег, а также определили толщину льда, которая выдерживает массу вездехода. Она составила 40 сантиментов. Это кажется много, но соленый лед не похож на пресный, это совсем другая субстанция, сверху — рыхлая, снизу — кашеобразная. И поскольку идет постоянный дрейф, то лед неоднородный, как по толщине, так и по плотности.

Далее прошли по побережью Карского моря до Салехарда и по суше возвратились к месту старта. Весь маршрут испытатели преодолели за 16 дней, хотя рассчитывали потратить на это 3 недели. За 2800 километров не было ни одной серьезной поломки. Эксплуатационные характеристики вездехода оправдали ожидания на каждом этапе испытаний.

На создание «Бурлака» Алексея Макарова вдохновила Морская ледовая автомобильная экспедиция Василия Елагина, который в 2009 году первым в мире добрался до Северного полюса на колесных автомобилях «Емеля». Но те машины были оставлены во льдах, а путешественники вернулись на вертолетах. В 2011 — 2015 годах Василий Елагин совершил кругосветное путешествие на аналогичных машинах, в котором пересек Северный полюс и доехал до Канады. По его словам, это было проще, чем развернуться и поехать назад на Северную Землю.

Алексей Макаров решил создать более совершенную машину, чтобы передвигаться по Арктике и океану автономно, без заброски авиацией топлива и продуктов питания, и возвращаться на материк Евразия своим ходом.

В первых испытаниях участвовали руководитель экспедиции Алексей Макаров, рекордсмен мира Василий Елагин, инвестор проекта Максим Белоногов, любитель экстремального спорта Андрей Иванов, механики Александр Мяконьких и Сергей Берент.

Концепция автомобиля

В каждый вездеход закладывается компромисс между универсальностью и проходимостью. При создании машины повышенной проходимости надо иметь четкое представление, какие задачи она должна выполнять. При проектировании «Бурлака» конструкторы учитывали, что машине придется долго передвигаться в условиях низких температур по бездорожью, снегу, соленым льдам и воде, а экипаж должен иметь все бытовые удобства для максимально комфортного проживания.

Для экипажа оборудованы 8 спальных мест, кухня с газовыми горелками для приготовления еды, умывальник, душ. Таяние воды осуществляется теплом, выделяемым от выхлопной системы, ежедневно можно получать до 30 литров воды, пригодной для питья. В условиях продолжительного автономного путешествия комфортные бытовые условия особенно важны.

Длина вездехода — 6,6 метра, ширина — 2,9 метра, высота — 3,2 метра. Снаряженная масса машины — 4,7 тонны, полная — 8,3 тонны.

В конструкции предусмотрена централизованная система подкачки колес. Двигатель, топливная, воздушная, тормозная и гидравлическая системы размещены внутри герметичной лодки. Конструкция позволяет поддерживать внутри машины комфортную температуру, регулируя подачу тепла от двигателя, и уменьшает сопротивление при перемещении в воде.

Кузов вездехода обшит алюминием. Салон утеплен изолоном толщиной 30 мм, сохраняющим тепло продолжительное время, и обшит синтетическим войлоком. В машине имеются автономные отопители салона по 2 кВт. В критической ситуации экипаж может находиться внутри «Бурлака» около 20 дней, пока не прибудет помощь.

Доступ ко всем узлам и агрегатам вездехода осуществляется изнутри салона, чтобы машину можно было легко обслуживать в самых суровых полярных условиях. Все компоненты обладают высоким запасом прочности.

Дорожный просвет составляет от 720 до 750 мм в зависимости от загрузки вездехода. Благодаря шести большим колесам на прочных шинах низкого давления вездеход может легко передвигаться по бездорожью и снегу. Их наружный диаметр — 1750 мм, ширина — 720 мм, внутренний диаметр — 32 дюйма. Ключевой особенностью «Бурлака» являются мощные бортовые редукторы, разгружающие трансмиссию в 4 раза.

Плавучесть машины обеспечивают герметичная конструкция лодки и большие колеса. Водоизмещение каждого колеса — 1300 кг, а суммарно — 7800 кг. Дополнительно устанавливаются поплавки внутрь дисков колес, они защищены их геометрией и удерживаются при помощи полимерной ткани, закрепленной на проушинах. Вездеход способен перевозить до 2 тонн груза без потери плавучести.

Крейсерская скорость по твердым грунтам составляет 50 км/час при 2500 оборотах в минуту. Гребной винт приводится в движение через кардан от коробки переключения передач и позволяет машине маневрировать на воде и достигать скорость до 5 км/ч.

В экономичном режиме на твердых грунтах расход топлива составляет около 30 литров на 100 км, в условиях бездорожья — 4-6 литров в час.

Подробнее компоненты и характеристики первой машины не стоит рассматривать, поскольку во втором и третьем поколении они изменились.

Важно, что эта машина стала родоначальником нового класса многоцелевых арктических вездеходов, которые с 2018 года начали производиться в России серийно.