Найти в Дзене
Sol

Inspired Academism

Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейском искусстве XVII—XIX веков, прежде всего в живописи и скульптуре. Термин "академизм" используют также в самом широком смысле для обозначения совокупных "консервативных тенденций в искусстве, художественных течений, школ и мастеров, следующих правилам и канонам, авторитетам, классическим образцам искусства прошлого, художественная ценность которых считается абсолютной, непревзойдённой, независящей от места и времени" . Академизм в искусстве имеет как положительное, так и отрицательное значение. Его главная функция — охранительная.

Академизм является основой любой художественной школы как образовательного учреждения, основные учебные дисциплины которой так и называются: академический рисунок, академическая живопись. "Вневременнóй идеал" красоты — основа академического искусства. К этому идеалу академисты на протяжении веков относили искусство античности, но не всей, а только периода древнегреческой классики (середины V в. до н.э.) и искусство римского классицизма первой трети XVI века, прежде всего творчество "божественного Рафаэля" и его последователей, художников болонской школы, основателей Академии художеств в Болонье в 1585 году. С другой стороны, многие прогрессивные художники восставали против Академий и академизма, препятствующих поиску новых путей и творческих методов в искусстве.

-2

Академии художеств были призваны обобщать и закреплять достигнутое, главным образом достижения выдающихся художников Возрождения, в эпоху, когда искусство испытывало кризис. Поэтому закономерно, что исторически сформировались основные "охранительные" функции и принципы академизма в искусстве: каноничность, ретроспективизм, догматизм и эклектичность. 

-3

В Академиях канонизировали не только идеологические и эстетические установки, но также виды и жанры искусства. "Изящные искусства" (Живопись, ваяние и зодчество) ценились превыше всего, "механические": декоративное и прикладное искусство, присутствовавшие в Академиях XVIII века, постепенно изгонялись, а в живописи стали ценить лишь "высокие жанры": исторический, портретный и картины на библейские темы. Пейзаж, натюрморт и бытовые сюжеты были объявлены низшими. Основой обучения в академиях был рисунок: с оригиналов (классических образцов), гипсовых слепков античной скульптуры и с натурщиков. Академизм вырос на следовании не содержанию, а внешним формам классического искусства, особенно во второй половине XIX века, когда академические нормы соединялись с салонным искусством и становились эклектичными. «Салонные» художники, привносили в искусство помпезность, скрытую и явную эротику, поверхностную развлекательность и внешнюю виртуозность "гладкого стиля" .

-4

К представителям академизма относят Жана-Огюста Доминика Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугро, Шарля Барга во Франции, Луиджи Муссини в Италии. Русское академическое искусство развивалось значительно позднее западноевропейского, со второй половины XVIII века, апогея достигло в первой трети XIX столетия, в период развития романтических тенденций. Поэтому одной из основных особенностей российского академизма является его сращивание с романтизмом. Такого не могло быть на Западе. Например во Франции художники-романтики активно противостояли академикам. Русские художники, окончив Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, испытывая мощное воздействие романтического искусства, прежде всего литературы, уезжали в Италию, иногда оставаясь в ней до конца жизни, но совмещали полученные ими навыки академического искусства и актуальные романтические идеи. Так Александр Иванов, сын профессора живописи петербургской Академии художеств А.И. Иванова, уехал в Италию, чтобы в работе над своей выдающейся картиной "Явление Христа народу" быть подальше от "мертвящей атмосферы петербургской Академии и её профессоров".Карл Брюллов также уехал в Рим, порвав все связи с Академией художеств и даже с относительно либеральным Обществом Поощрения художеств. Известно противостояние Карла Брюллова и Фёдора Бруни, первый соединял в своём творчестве черты академизма и романтизма, второй был строгим академистом. Но оба — выдающиеся мастера .

-5

Понятие академизма в настоящее время получило дополнительное значение и стало использоваться для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области изобразительных искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Термин «академизм» часто относят к описанию построения композиции и техники, а не к сюжету художественного произведения.

В последние годы в странах Западной Европы, США и России возрос интерес к академической живописи XIX века и к её развитию в XX веке.