Кандидат от Демократической партии США Франклин Пирс набрал абсолютное большинство голосов выборной коллегии, одержав победу с 254 голосами против 42 у своего ближайшего оппонента Уинфилда Скотта. После президентских выборов 1852 года Партия Вигов перестала существовать как таковая, однако и у демократов вскоре произошёл раскол.
Внутри администрации Пирс полностью опирался на своих советников с Юга страны. Так, военным министром был назначен Джефферсон Дэвис — видный политический деятель с Юга. В то время как значительная часть южных вигов перекачивала в Демократическую партию, северный виги составили жесткую оппозицию курсу президента Пирса. Именно тогда начала зарождаться Республиканская партия в современном её понимании, основную часть которой составляли северные виги, а главным требованием партии была полная ликвидация рабства в стране.
Канзас—Небраска
Не успев толком снизиться напряжение после принятия Компромисса 1950 года, как разгорелся новый конфликт. В Союз должны были войти 2 новых штата — Канзас и Небраска. Сенатор от демократов Стивен Арнольд Дуглас продвинул законопроект, согласно которому решение о статусе новых штатов принималось большинством самих колонистов, местными судами и Верховным судом США, то есть по-факту выходило из-под юрисдикции Конгресса. Это полностью отменило действие Миссурийского компромисса 1820 года.
После принятия Билля Канзас-Небраска, который президент Пирс утвердительно подписал, в Канзасе вспыхнул вооруженный конфликт между южанами-рабовладельцами и противниками рабства с северных штатов. Кроме того, Верховный суд утвердил право американских граждан перевозить с собой по стране любую собственность, признанную Конституцией. Рабы как раз и были собственностью, так что по-факту данное решение разрешило свободно распространять рабство по всей территории США.
Гражданская война всё стремительней маячила в недалёком будущем американской нации. Всё попытки Пирса помирить противоборствующие стороны заканчивались провалом. Популярность 14-го президента падала не менее стремительно и вскоре его сменил Джеймс Бьюкенен.