Щука: Аня, разве профессиональные фотографы не должны были, прости за грубость, сгинуть, когда появились доступные зеркалки и телефоны с хорошими камерами?
Алёхина: Допустим, ты захочешь фотосессию для себя любимой, например, чтобы сделать имиджевый сайт Лены Щуки. Ты же захочешь wow-результат— потратишь на прическу и макияж порядка 2000 рублей, купишь или арендуешь красивые вещи. И рискнешь позвать подругу, которая бесплатно сделает тебе фото? Ок, ты сэкономишь 3000 рублей на фотографе, не получишь гарантии результата и, возможно, придется все переделывать и снова тратиться на красивый стиль и теперь уже на фотографа-профи.
Щука: Я точно не буду экономить. Однако слышала от некоторых людей, которые хотели бы заказать фотосессию, что им дорого оплачивать работу профессионального фотографа. Они просят сделать работу «друзей/знакомых», и получают при это не самый приятный результат.
Алёхина: Представляешь, если сэкономят на свадьбе? Повторить макияж и прическу — не вопрос, но второй раз играть торжественный момент…Да, можно выручить молодоженов и сделать им Love Story отдельно. Но это будет все равно не то. Не будет плакать мама, не будет первого танца. Эмоции будут вторичны.
Щука: Конкуренция стала острее?
Алёхина: Да, фотографов все больше. Но и клиентов тоже, кстати. Люди стали чаще заказывать. Если раньше клиенты с неохотой отдавали 2000-3000 рублей за фотосессию, но сейчас спокойно, потому что упала стоимость денег.
Щука: В смысле?
Алёхина: Рубль подешевел в 2 раза. Раньше ты шла в магазин, покупала на 500 рублей каких-то продуктов. Сейчас за те же товары ты отдашь 1000 рублей. Три раза не сходил в магазин — получаешь фотосессию. Стоимость наших услуг стала «понятнее» людям. Раньше я делала макияж и прическу за 2000 рублей и для меня это было дорого, сейчас с этой сумму я расстанусь проще.
Еще есть один любопытный фактор роста рынка. Люди смотрят на людей и повторяют друг за другом. Так, Ивановы на новый год сделали семейную съемку. А почему мы не пошли? И записываются.
Щука: Представляешь, и я туда же. Этой зимой поехали с мужем в студию и сделали очень нежные семейные фотки. Я здорово к этому подготовилась — купила себе и супругу одежду в едином тоне. Получилось круто, не жалею ни времени, ни денег.
Щука: А как ты пришла в фотографию?
Алёхина: Вообще-то я маркетолог. Лет восемь работала в разных компаниях Йошкар-Олы. Выводила на рынок кулинарию «Гурман» (сейчас это «Просто еда») и хлеб «Легенда Мари» («Хлебозавод»), делала ребрендинг «Мари Айс».
Щука: Обожаю «Легенду Мари», особенно с вяленой клюквой!
Алёхина: Работая маркетологом, я увлекалась фотосъемкой и даже брала небольшие заказы. Я начала с «низов» маркетинга — со специалиста по рекламе. Мы делали каталоги продукции, я активно помогала с организацией съемок, когда к нам приходили наемные фотографы. Так я побывала в роли заказчика. Опыт подобной работы дал мне понимание, как нужно снимать, чтобы с моими снимками мог работать любой веб-дизайнер или дизайнер полиграфии.
Щука: Проще сейчас брифовать клиентов перед съемками, когда за плечами восемь лет работы маркетологом? Какую информацию тебе важно получить до начала съемок?
Алёхина: Да, конечно, проще. Для коммерческой съемки, т.е. заказа от юридического лица, у меня есть подробный бриф, который мы заполняем вместе с клиентом. Если мне заказывают личную съемку, я прошу человека ответить на три вопроса:
- Зачем вам фотосессия? Например: на память, для личного сайта и аватара в социальные сети, эксперимент с образами, для сайта знакомств.
- Каким вы хотите казаться на фото? Используйте только пять прилагательных. Например, «хочу казаться серьезной, деловой, строгой, умной, но при этом доброй» или «на этих фото я хочу быть легкой, цветущей, парящей, мягкой, таинственной».
- Какие предметы вы хотите использовать в съемке? С чем ассоциируются у вас ваши же прилагательные. Например, «мягкая = пастельные тона, вязаные вещи, пышное платье», «цветущая = букет на голове, поле с цветами, платье с цветным принтом».
Получив представление о задумке клиента, я составляю moodboard или подборку фотографий, похожих на настроению и тону. Чаще всего собираю ее в Pinterest. После утверждения доски я подбираю образы и места съемки.
Щука: С чего начинается предметная съемка меню?
Алёхина: Как и любая съемка — с вопросов про задачу. Я как исполнитель должна понять: какой заказчику нужен фон, светлый или темный, какие ракурсы, сверху или сбоку, какая посуда и аксессуары, какое сообщение или идею он хочет передать. Это нужно проговорить до начала съемок, чтобы не пришлось переснимать. И такая работа не может стоить дешево. У нас в городе мало кто готов платить за предметную съемку высокого качества.
Щука: И сколько это стоит?
Алёхина: За час предметной съемки я беру 2500 рублей. За час можно успеть отснять от семи до десяти блюд.
Щука: 250-300 рублей за атмосферную продающую фотографию блюда. Вроде недорого?
Алёхина: Да. К тому же будет несколько вариантов одного блюда с разных ракурсов. Но когда коллеги по цеху демпингуют и предлагают снимать за 2000 рублей 20 позиций за то же самое время…
Щука: Слушай, а если клиент даст тебе твои 2500/час и скажет: «Аня, давай за эту сумму не десять, а двадцать блюд. Успеешь?»
Алёхина: Если мы говорим о съемке меню, это невозможно технически. Блюда нужно снимать только что приготовленными.
Щука: А приготовить заранее, поставить в холодильник и выдавать тебе по очереди нельзя?
Алёхина: Блюдо может потерять форму. Мне может потребоваться, например, освежить его маслом или добавить каких-то аксессуаров. Я выступаю здесь как фудстилист, а не только как фотограф. Например, для одного местного производителя сыров мне нужно было решить нестандартную задачу — не просто снять сыр, а создать атмосферную продающую фотографию для акции. Предметов съемки было несколько: сыр, вино, зелень, красивая посуда. Все это нужно было выстроить во вкусную композицию.
Щука: И сколько за час можно сделать таких композиций?
Алёхина: Зависит от сложности задачи и количества предметов съемки. В целом, от трех до пяти композиций сделать можно.
Щука: Анна, завершая, скажи мне, кто ты прежде всего — свадебный фотограф, портретист или фудстилист? Что тебе ближе?
Алёхина: Сложный вопрос…
Щука: Почему? Что больше нравится?
Алёхина: Мне нравится снимать. И быть причастной к классным проектам, которые потом увидят люди и весь город.