Линкоры типа «Айова» считались самыми совершенными кораблями своего времени. В них идеально сочетались главные боевые характеристики – скорость, вооружение, защита. Как отмечалось во многих изданиях, о системе бронирования линкоров типа «Айова» ходит множество мифов, что не удивительно: в свое время цифры специально увеличивались с целью дезинформирования врага. Попробуем разобраться: бронирование в концепции быстроходного линкора обязательно должна приноситься в жертву или все таки возможен разумный компромисс? И вообще «совершенный линкор» – миф или реальность?
Начнем с того что идея создания быстроходного, но бронированного корабля с мощными орудия уже давно владела умами и адмиралов и конструкторов всего мира. И опыт военного кораблестроения знает различные варианты решения данной проблемы, достаточно вспомнить «Инвинсибл», «Куин Элизабет», «Корейджес», «Рипалс», «Худ», «Конго». Но признать что это были корабли, которые бы оправдали возложенные на них ожидания вряд ли было можно.
Совершенствовались технологии, внедрялись новые конструктивные решения и новые материалы, и только к 30-м годам ХХ века стало возможным создание подобных кораблей. И линкор «Айова» по многим оценкам представляет именно такой корабль, в котором удалось сочетать и бронирование, и скорость. Причем подчеркнем – у него было не самое лучшее бронирование в мире – главное в этом проекте то, что, по многим оценкам, удалось, не жертвуя скоростью (именно высокая скорость рассматривалась как цель проектирования корабля), обеспечить кораблю надежное бронирование.
На этом линкоре американские конструкторы, в очередной раз (после «Невады»), реализовали свой принцип «все или ничего» (хотя впервые его применили еще французы на своих броненосцах конца 19 века), постаравшись максимально забронировать особо важные части и системы корабля. Напомним, что эта система бронирования была спроектирована исходя из потребностей артиллерийского боя на больших дистанциях, что в принципе соответствовало вероятному театру военных действий. Тихий океан, Карибское море, Западная Атлантика характеризовались хорошими условиями видимости и ясной погодой, значит можно было предполагать больших дистанций стрельбы, на которых трудно ожидать большого числа попаданий от равного противника. А вражеские легкие корабли со скорострельной средней артиллерией не смогут внезапно подойти для нанесения больших повреждений незабронированным оконечностям.
Американская идея предполагала прикрытие только важнейших центров, а также артиллерии главного калибра и боевой рубки, но бронёй максимально возможной толщины. Такой подход делал линкоры с такой системой бронирования малоуязвимыми для обстрела с дальних дистанций, при этом особое внимание в этой схеме уделялось защите палуб, так как при ведении боя на больших дистанциях снаряды падали бы на корабль по крутой траектории. В результате, если говорить просто – внутри корабля была собрана броневая коробка, сверху и снизу прикрытая броневыми палубами, а внутри такой «броневой цитадели» располагались орудийные погреба, котлы, турбины, рулевые машины. Как отмечают эксперты – система бронирование «Айовы» почти повторяла систему бронирования линкоров типа «Саут Дакота», была изменена только толщина броневых плит, их наклон, и была добавлена броневая обшивка.
Бронирование линкора «Айовы» условно включало в себя: вертикальное и горизонтальное бронирование (броневые палубы), траверзы, бронирование башен главного калибра, боевой рубки.
Вертикальное бронирование включало в себя:
- главный броневой пояс (цементированная броня «класса А»), расположенный между второй и третьей палубами под наклоном в 19° наружу. Толщина его броневых плит составляла 307 мм, высота равнялась 3.2 м. По длине главный пояс прикрывал борт от 50 до 166 шп. Броня «класса А» представляла из себя твердую внешнюю поверхность и вязкую внутреннюю. Роль внешней поверхности выполняли броневые плиты длиной 9.1 и высотой 3.2 м. Они крепились специальными болтами к наклонной переборке, изготовленной из 22-мм стали STS с зазором в 50-мм, который заливался цементом;
- нижний броневой пояс (гомогенная броня «класса В»), простиравшийся от нижней кромки главного пояса до третьего дна - имел переменную толщину: 307 мм в верхней части и 41 мм в нижней и был длиннее главного пояса, доходил до 189 шп. Высота - 8,53 м, в корме уменьшалась от 5.19 м до 4.69м, 166 и 189 шп. соответственно. Броневые плиты нижнего пояса были 3,05 м в длину и 8.53 м в ширину и скреплялись с главным поясом продольными шпонками.
Всего главный пояс каждого борта включал в себя 16 броневых плит, расположенных горизонтально, в том числе две нестандартного размера, нижний – 56 плит, расположенных вертикально.
Спереди броневой пояс замыкался высокой траверзной переборкой, шедшей от второй палубы до третьего дна. Кормовой траверз прикрывал только пространство между второй и третьей палубами, однако ниже помещение было тоже забронировано, прикрывая броней рулевой привод корабля. На траверзы шла броня «класса А», но ее толщина на кораблях серии была различной. У «Айовы» и «Нью-Джерси» носовые плиты имели толщину 287 мм в верхней части и 216 мм - внизу; кормовые поперечные - 287-мм. На двух последних линкорах («Миссури» и «Висконсин») броню носового траверза в верхней части довели до 368 мм, в нижней — до 297 мм; кормовой траверз стал полностью 368-мм.
Говоря о горизонтальной защите, сразу отметим, на «Айове» была использована опробованная на «Саут Дакоте» схема разнесенного бронирования, которую американцы считали наиболее подходящей: верхняя -более тонкая «бомбовая» палуба, за ней – толстая броневая. В таком составе и в такой последовательности по расчетам удавалось максимально эффективно снижать бронепробиваемость снарядов, нейтрализуя действие бронебойных «наконечников Макарова».
К горизонтальной защите можно отнести: верхнюю палубу, главную броневую (вторую) палубу, противоосколочную палубу, нижнюю (вторую палубу):
- верхняя палуба от 41.5 до 172 шп. была покрыта плитами, изготовленными из 37-мм стали STS. Ее основное назначение – взвести взрыватель бронебойной бомбы (снаряда) после пробития брони, деформировать бронебойный наконечник;
- главная броневая (вторая) палуба принимала основный взрыв на себя; была двухслойной на протяжении от 50 до 166 шп, ее суммарная толщина равнялась 153 мм. Состояла из броневых плит «класса B» толщиной 121 мм на основной части палубы и 147 мм у борта, в районе примыкания к броневому поясу. Плиты укладывались на палубу из 32-мм стали STS и крепились с помощью заклепок и электросварки. За пределами цитадели защита второй палубы ограничивалась лишь листами стали STS толщиной от 19 до 32 мм;
- противоосколочная палуба, изготовленная из 16-мм стали STS, закрывала пространство между барбетами второй и третьей башен главного калибра;
- нижняя (третья) палуба в пределах броневой цитадели имела толщину от 13 до 16 мм, в районе погребов 406-мм орудий - 25 мм.
Таким образом, суммарная толщина горизонтальной брони на большей площади корпуса составляла 222 мм. Кроме того, рулевой привод был прикрыт 343-мм броней «класса А» по бокам и 142-157 мм плиты «класса В» на 19-мм подкладке сверху.
Башни главного калибра защищались спереди броней 495 мм. Лобовые плиты изготавливались из брони «класса В», располагались под углом 36°, имели толщину 432 мм и укладывались на 63-мм рубашку из стали STS. По бокам башни прикрывали стены из 241-мм брони «класса А» на 19-мм рубашке, 305-мм плиты «класса А» сзади. Крыша была покрыта 184-мм броней «класса В». Всего защита каждой башни состояла из 11 крупногабаритных плит. Барбеты башен окружали сегментные плиты (броня «класса А») толщиной от 295 до 439,5 мм. Внутри броневой цитадели барбеты защищала лишь сталь марки STS толщиной 37-76 мм.
Боевая рубка была эллиптической формы и прикрывалась 439,5-мм броней «класса В». На головной «Айове» рубка была трехъярусной, на остальных кораблях - двухъярусной. Крышу рубки прикрывала 184-мм броня «класса В», пол - 102-мм сталь STS на 25-мм подкладке. Кроме того, многие находившиеся на надстройках боевые посты имели противоосколочную защиту - в основном из 37- 63-мм стали STS. В сумме вес всей брони на линкорах типа «Айова» составлял примерно 39% от водоизмещения, что по тем временам было значительным показателем.
Однако рассмотренная схема бронирования обеспечивала защиту корабля от снарядов и бомб, а как же обстояло дело с торпедами?
Противоторпедная защита «Айовы», так же как и на «Саут Дакоте», также как и на «Норт Кэролайн», рассчитывалась на сопротивление взрыву 700 фунтов (317 кг) тротила и включала четыре наклонные продольные переборки, третья из которых являлась нижним броневым поясом. Остальные переборки - 16-мм; первые две изготавливались из стали HTS (высокопрочная конструкционная сталь), четвертая - из стали STS.
Таким образом, вдоль каждого борта на протяжении всей длины корпуса шли четыре внутренних отсека. Первые два заполнялись жидкостью, поглощавшей часть энергии взрыва, два следующих отсека всегда оставались пустыми. Один из них служил камерой расширения, а последний - фильтрационный - находился за броневой переборкой и должен был ограничивать затопления в случае, если нижний броневой пояс окажется поврежденным.
В целом, отмечалось, что система ПТЗ была спроектирована достаточно рационально, однако американцы недооценили противника – японские 610-мм торпеды типа 93 несли 490 кг взрывчатки, а в модификации 1943 года – тип 93 мод.3 - уже 780 кг ВВ, противостоять взрыву которых подобная защита уже не могла
К сожалению (или наоборот, к счастью!), история не дала этим кораблям шанса в реальном бою испытать свою броню под огнем орудий противника. За все время Второй мировой войны было отмечено только несколько попаданий снарядов и ударов камикадзе, которые не привели к большим повреждениям. Так 18 марта 1944 года при обстреле японского аэродрома на острове Мили (Маршалловы острова) в «Айову» попало два 120-мм снаряда: один попал в броню башни № 2 главного калибра и взрывом повредил приборы управления огнем, второй – попал в борт и сделал пробоину в наружней обшивке.
В битве за Окинаву в апреле 1945 года в ВВ-63 «Миссури» попало два камикадзе, но повреждения были незначительными. Вот наверное и всё огневое воздействие на корабли данного типа.
В последующем, во время войны в Корее – «Нью-Джерси» получил попадание 100-мм снаряда береговой батареи в башню № 1 главного калибра, «Висконсин» - 152-мм снаряда в щит 40-мм автомата, ни одно из них не привело к серьезным последствиям. Для иллюстрации надежности конструкции и бронировании можно привести и еще один факт, на этот раз печальный. 19 апреля 1989 года на линкоре «Айова» во время экспериментальных стрельб произошел взрыв почти тонны пороха, находящегося в башне. Был уничтожен весь персонал башни, кроме 12 человек в нижних погребах, но в целом конструкция выдержала, и корабль избежал гибели.
Так что для оценки бронирования данных кораблей, да и всего проекта, остаются опять только цифры. Причем в последнее время появились данные о том, что прикрытие вертикальной брони (307 мм) наружной броневой обшивкой (37 мм) является скорее недостатком, чем достоинством. При этом приводятся расчеты, которые говорят о том, что 37 мм брони недостаточно чтобы «устранить» бронебойный наконечник. По мнению некоторых специалистов, для этого необходима толщина не менее 50 мм, а для гарантированного разрушения - порядка 75 мм. Таким образом, при стрельбе ББ-снарядом наконечник взрывателя оставался целым, и в случае пробития мог повредить котельные отделения и турбины. В тоже время 37-миллиметровый внешний «пояс» с успехом могли повредить любые корабли классом от эсминца и выше. А так как изнутри доступ к внешней броне отсутствует, так что о заделке пробоины вне дока не может идти и речи. Следовательно, попадания фугасных снарядов приводили к серьезным повреждениям, а это вело к уменьшению скорости, маневренности, крену корабля, увеличению осадки. В тоже время в ходе реальных боевых действий не все расчеты подтверждаются.
14 ноябре 1942 года в бою у острова Саво линкор «Саут Дакота» попал под шквальный огонь японской эскадры и с дистанции 5300 м за 40 минут получил 27 попаданий снарядами от 5 до 14 дюймов. Однако почти треть бронебойных снарядов пробив навылет элементы надстройки корабля не взорвались и не нанесли серьезных повреждений, а те которые взорвались были заблокированы броней – в результате линкор не потерял боеспособности и отделался только 63 днями ремонта.
Итак, подведем итоги. На наш взгляд бронирование линкоров типа «Айова» было достаточно комплексным, в этом проекте американские инженеры постарались максимально воплотить весь мировой опыт и обеспечить максимально возможную защиту для корабля. И главное этому подтверждению - долгая служба кораблей этого класса.
Более подробно с историей создания и боевом пути линкоров типа "Айова" вы можете познакомиться в нашем журнале Navygaming, № 7(10)/2014, http://www.navygaming.net/magazine
#история #флот #корабли #техника #военно-морской флот