Вновь приветствую Вас на моём канале, уважаемый читатель. Итак, мы начали очень серьёзный разговор о том, что практически, в самом ближайшем будущем, всей нашей многочисленной армии педагогов, предстоит проходить единообразную для всех аттестацию, называется которая, проверка, на соответствие должности педагога/учителя. Здесь, ещё раз, повторюсь о том, что почему-то, большинству педагогов (я общаюсь с ними, практически, каждый день) кажется, что на их головы, и без того, загруженные, задумали дополнительные, коварные козни, чтобы, в очередной раз, замучить до безобразия.
Так вот, если кто либо, продолжает думать таким образом, очень рекомендую отбросить эту мысль, раз и навсегда. Это, совершенно плановое действие, по отношению к специалисту любой специальности и любого профиля. Просто, для таких, к примеру, профессий и специальностей, как, работник индустрии питания, сервиса, туризма, техника – технолога (всех не перечислить), создали для работы профессиональные стандарты, и внедрили, примерно, 5 лет назад. По ним сравнительно давно работают.
Но, с профессиональным стандартом учителя, были большие заминки, много переделываний текстов, в документе и много переносов сроков вступления в действие. Оно и понятно, это не болванку обточить на станке, или, кочан капусты порубить. Здесь надо показать требования, которые бы, соответствовали мастерству профессионала, работу которого можно приравнять к соответствующей квалификации мирового уровня, или, как написано в самом стандарте, соответствующему квалификационному уровню (№6 и №7, кажется, у учителя). Кстати, профессиональный стандарт руководителя, до сих пор, не утверждён, но в декабре 2020 года, сказали, железно будет, посмотрим.
Мы будем обо всём этом, ещё неоднократно говорить, а возможно и дискутировать, в рамках моего канала. Но сегодня, мне хочется начать с такого важного понятия, значимого, спорного, безумно важного факта, как УРОК по ФГОС. Я специально не меняю ничего, в этой фразе, так как, именно в такой формулировке, встречается кругом это словосочетание – УРОК по ФГОС. Не буду утомлять вас, уважаемые читатели, вопросами, типа, все ли вы читали, как следует, наши главные нормативные документы – ФГОС? Знаю, что читали, и не один раз. Для начала, я опишу свою реакцию на содержание этого текста, когда прочитала его впервые (по хорошему), примерно, году в 2011/2012. Лично моя первая реакция была такая: это бред сумасшедшего, или, быть может, я сошла с ума? Мне необходимо было лично, это прочитать, и составить конспекты, поскольку, как я уже писала не раз, о том, что имею отношение к системе повышения квалификации учителей, и нам, в то время, наша администрация Института повышения квалификации, зарядила, в обязательном порядке включить в Программы подготовки, темы, касаемо содержания ФГОС. Это было, по отношению к основной школе. Началки, лично я не касалась, хотя те, кто касался, просто гудели, как ульи для пчёл (без позитива).
Для начала, чтобы не мне одной было скучно, я задам свой риторический вопрос, пусть это касается пока, только основной школы. Если Вы внимательно читали ФГОС для основной школы, можете ли Вы перечислить, где, и в каких разделах, на каких страницах, речь идёт, об уроке по ФГОС? Лично я, ищу эти места, как раз, с того первого дня, как этот документ прочитала? Тогда откуда, те, кто пишут про уроки, знают, а какой это, именно, урок по ФГОС? В общем, сразу могу предложить, если, найдёте что либо в стандарте про урок, поделитесь со мной, пожалуйста. Я ищу эту информацию, скоро, как лет 10, но до сих пор, не нашла. Хорошо, думаю (это ещё тогда, примерно, в 2012 году), посмотрю Примерную Образовательную программу, для основной школы, именно этот документ является преемственным, по отношению ко ФГОС. И что бы Вы думали? В Примерной программе, а она, надо заметить, в отличие от ФГОС, который имеет страниц 50 объёма, раскинута на примерно, на 450 – 480 страниц, но куда деваться, надо вещать слушателям, про инновационные образовательные процессы. Так вот. В этой программе, тоже нет ни слова про урок, а тем более, про урок по ФГОС. В общем, буду пока считать, что ответа, на этот мой вопрос, ЧТО ТАКОЕ УРОК ПО ФГОС, не существует, по крайней мере, до тех пор, пока кто-то, не пришлёт в комментарии информацию, или ссылку на Федеральный норматив, где написано, что такое урок по ФГОС?
Просто, когда едут специалисты – комментаторы различных учебников, УМК, электронных комплексов, то их основная тематика, всегда касается того, как надо вести урок, на основе требований ФГОС. Забегая вперёд, я всё-таки скажу, что мы, с моим рабочими экспериментальными группами педагогов, по самым разнообразным предметным областям, создали таки памятки, и другие актуальные документы, на тему, а каким он примерно должен быть, урок по ФГОС? Но это, пока, по крайней мере, документы для личного пользования, и мы сами их используем, только тогда, когда педагог проходит личную аттестацию, или организация проходит аккредитацию, нужен срез знаний, и т. п.
Надо ли, говорить здесь о том, что самым главным аргументом учителя, в его пользу, как профессионала, был, есть и остаётся, УРОК, хоть в Советское время, хоть сейчас. От того, каким словом мы будем обзывать урок, по ФГОС, комбинированный, исследовательский, практикум, ну и так далее, до бесконечности, толку не будет, до тех пор, пока мы, компетентно не подтвердим (путём самоанализа), что цели, поставленные для реализации, на этом конкретном уроке, достигнуты нами, сполна?
Я уже писала как-то, что в моей Советской школе, все педагоги, без исключения, выдавали комбинированные уроки. Смысл урока, примерно был такой. 3 минуты, приветствие и погружение, 15 минут, проверка домашнего задания, у доски, или устно, минут 20 далее, освоение новой темы, а всё остальное, что осталось от урока, это закрепление нового материала и комментарии к новому домашнему заданию. Да, ещё анализ полученных на уроке оценок (разбор полётов), вот Вам и весь комбинированный урок. Но!! Если на уроке математики, я все 45 минут, и каждый (почти) день, сидела, как, на раскалённых углях (а я была очень независимым ребёнком, даже тогда, в Советское время), но просто не хотелось выглядеть дурой, перед всем классом, то к примеру, на уроке физики, или биологии, мы всем классом, просчитывали, кого и что спросят, и напряг был, только на время опроса, а всё остальное время (такие халявы, как я), на задних партах, тихонько переписывались записочками, как вчера на дискотеку сходила, и кто там, в чём был одет.
Сегодня это, аналог того, как они сидят все на уроке, в социальных сетях, просто мы прятались и боялись, а они сейчас недоумевают, что плохого они делают (демократия, что попишешь). Так что, если телефоны сейчас, отберём у них, они найдут, как себя развлечь, не сомневайтесь, если только педагог не найдёт способ, загрузить его на уроке, по самое нехочу. Но, мало таких педагогов, кто умеет это делать, мало, как было и раньше, так есть и сейчас! Парадокс судьбы в том, что в школе по физике у меня, были в основном оценки три, редко четыре. Но учительницу любила, она была очень добрая. Зато потом, этот предмет, я вела в своей жизни, 17 лет, как преподаватель физики, в техническом училище, а затем, в качестве подработки, ещё лет так 5-7, ну а под занавес активной профессиональной карьеры, как повышение квалификации учителей физики. Надо ли говорить, что физику пришлось осваивать полностью заново, ещё в 1987 году. Я не могла себе позволить позора, плохо вести уроки, такой уж характер, весь в маму, большую поклонницу Сталина )).
В общем, мысль такую хочу в этой статье донести. Дело, не в названии урока, а дело в том, кто и как, его проводит. Я специально оставляю интригу для вас на потом, уважаемые читатели, что же, всё таки такое, этот урок по ФГОС. А может и вместе потом, это дружно разберём. Мы к этому обязательно с Вами ещё вернёмся, и не раз. СПАСИБО. Продолжение следует
Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика
Выкладывайте фото. Спасибо!
Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ