1 ПРИНЦИП | Активная работа с материалом
Если вы повторяете темы, подчеркивая маркером важную информацию в учебнике, у нас для вас плохие новости. Этот способ никак не улучшает запоминание (но будем честными: маркеры прибавляют 10 баллов к образу отличника и интеллектуала).
В чем же проблема? В том, что подчеркивание не предполагает воспроизведения материала. Вам кажется, что вы работаете с текстом, но стоит только закрыть учебник — и все вылетит из головы. То же самое касается перечитывания — это пустая трата времени.
Главное условие прочного запоминания — активная работа с материалом и его воспроизведение, а не просто пассивное восприятие.
Что делать вместо этого?
- Писать конспекты
Правда, чтобы они подействовали, нужно писать их от руки (печатать не поможет, что и говорить о святом методе ctrl+c → ctrl+v).
Плюс: пока пишешь, немного разбираешься в информации, отделяешь важное, воспроизводишь, включается механическая память.
Минус: хороший конспект отнимает много времени. А в некоторых предметах - например, в биологии - переписывать придется весь учебник.
2. Проходить тесты и отвечать на вопросы после каждой темы
Этот способ предполагает непосредственное воспроизведение информации, а потому идеально подходит для подготовки к экзаменам.
Главное — делать это регулярно. Лучше всего помогает именно многократное тестирование — возвращайтесь к вопросам и тестам по пройденной теме через какое-то время. Те, кто использует этот прием, вспоминают на 50% больше информации, чем остальны.
И еще — важно видеть, какие ответы правильные, а какие — нет.
Два этих метода можно совместить: читая учебник, вместо обычного конспекта составляйте вопросы по теме, а затем отвечайте на них. Пока формулируете вопрос, лучше осознаете тему, концентрируетесь на ней - активируются все участки мозга, необходимые для запоминания. А потом проверяете самого себя по этим вопросам - и закрепляете информацию еще лучше.
Для этого можно использовать карточки: взять бумагу, порезать на квадратики, с одной стороны написать вопрос, с другой — ответ. Но если делать это лень (или вы боитесь потерять карточки/не хочется возить их с собой), воспользуйтесь ресурсом Quizlet. Он поможет создать электронные карточки. Можно скачать приложение или создавать наборы на сайте.
2 ПРИНЦИП | Регулярное повторение
К сожалению, повторение за ночь до экзамена не спасет вас на ЕГЭ. Герман Эббингауз доказал, что в течение первого часа мы забываем до 60% прочитанного, а через 10 часов помним только 35%. Кроме того, когда повторяешь такой объем информации, темы просто смешиваются в голове и превращаются в кашу.
Повторять нужно регулярно. Как это делать? Ищите примеры и поводы в окружающем мире!
Бабушка жалуется на маленькую пенсию? Подмечайте, о каких функциях государства она говорит. Девушка, которая вам нравится, жалуется на жизнь и мечтает поехать после школы в Питер? Не упустите возможность и расскажите ей про агрессивную политику Петра I, которая сделала возможными ее мечты о городе на Неве. Взяли чек в Маке и видите, что ваш заказ под номером 862? Как не вспомнить призвание Рюрика.
3 ПРИНЦИП | Связи
Информация тем лучше оседает в голове (и вспоминается в нужный момент), чем больше она связана с другой, уже существующей информацией. Если этого нет, мозг примет изучаемое за ненужный шум и вычеркнет это из памяти. Именно поэтому систематизация знаний и поиск связей — важный элемент подготовки к экзаменам.
Вот какие приемы помогут вам в этом.
- Параллели
Находите похожие свойства фигур или организмов разных видов. Ищите повторяющиеся функции разных обществоведческих явлений. Покажите мозгу, что эта информация важна и встречается часто.
2. Ассоциации
Сработают как ассоциации с чем-то близким и хорошо знакомым вам, так и неожиданные, необычные сравнения. Например, даты могут ассоциироваться с важными событиями в вашей жизни или чьими-то днями рождения.
3. Группировка событий, явлений, правил
Готовясь к ЕГЭ по истории, объединяйте события по десятилетиям / правителям / войнам, а можно тематически, например, повторить только народные восстания. В русском прицельно повторяйте орфограммы, связанные с правописанием отдельных морфем (корня, приставки, суффиксов), и объединяйте в группы слов с похожей постановкой ударения.
Читай также: Как подготовиться к ЕГЭ за три месяца?