Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Ташкенте 19 февраля открывается первый международный форум Uzbekistan Airports, Aviation & Logistics Forum. В преддверии мероприятия ряд высокопоставленных чиновников Узбекистана сделал ряд интересных заявлений по развитию гражданской авиации Узбекистана. Мы собрали главные из них.
Новые авиакомпании
В Узбекистане в течение двух-трех ближайших лет появятся, как минимум, пять-шесть новых авиаперевозчиков, заявил министр транспорта Эльёр Ганиев.
"Мы планируем привлечь на наш рынок иностранных перевозчиков с условием, что они должны будут зарегистрироваться в качестве резидентов Узбекистана. С четырьмя компаниями сейчас переговоры ведутся. Однако пока это все на стадии переговоров, объявлять что-то преждевременно. Одна из целей предстоящего международного авиационного форума в Ташкенте – привлечение потенциальных иностранных перевозчиков на рынок страны", – рассказал глава Минтранса.
По его словам, власти республики сегодня проводят большую работу по созданию новых авиакомпаний.
"Такой монополии, которая раньше была у Uzbekistan Airways, больше не будет. Как минимум, пять-шесть авиаперевозчиков в течение двух-трех ближайших лет в Узбекистане появятся. Это очень конкретные прогнозы. Объем перевозимых пассажиров планируется увеличить в два, а то и в три раза", – подчеркнул Ганиев.
Он также добавил, что в стране планируется создание ряда грузовых хабов.
"Один из таких проектов – аэропорт "Навои". К сожалению, этот проект не получил развитие, прежде всего, из-за высокой цены на топливо. Я думаю, что, создав хорошие, конкурентные условия, мы сможем сделать Узбекистан полноценным авиационным хабом. У нас уникальные погодные условия и географическое положение, мы находимся в центре континента", – сказал министр.
Люксембургский игрок
Один из озвученных новых игроков – люксембургская Luxaviation, которая планирует создать авиакомпанию в Узбекистане.
"Люксембургская компания Luxaviation намерена открыть в Узбекистане вертолетную компанию. Есть еще несколько компаний, которые готовы прийти к нам со своими самолетами, это парк из 10-15 самолетов. Главное, чтобы создаваемый авиаперевозчик был резидентом Узбекистана. Если он будет нашим резидентом, то будет здесь платить налоги, создавать рабочие места. Поэтому нам интересно привлечение иностранных компаний", – рассказал вице-премьер Азиз Абдухакимов.
Свой каравай
Не остался в стороне и вопрос о создании новой государственной авиакомпании Humo Air. По словам Эльёра Ганиева она займется не только внутриреспубликанскими перевозками, но и полетами в другие страны Центральной Азии.
"Для развития региональных авиаперевозок в стране и в целом в регионе Центральной Азии будет создана новая компания Humo Air. Для ее оснащения необходимой техникой ведутся переговоры с рядом ведущих компаний. Пока эта информация носит сугубо коммерческий характер. И я не буду комментировать достигнутые договоренности, чтобы не будоражить рынок и не привести к взвинчиванию цен", – отметил он.
Ганиев также добавил, что для развития новых видов услуг по авиаперевозкам будет развиваться компания Uzbekistan Helicopters.
"Есть планы в приобретении определенного количества новых вертолетов западного образца для развития сферы туризма и оказания бизнес-услуг – экскурсий по достопримечательностям, находящимся в горной местности", – рассказал он.
Аэропорт Ташкента подрастет и переедет
Пропускная способность Международного аэропорта Ташкента уже в ближайшие годы вырастет с 4,5 миллиона до 7-8 миллионов пассажиров в год, заявил глава Uzbekistan Airport Равшан Исмаилов.
Сейчас совместно с немецкими специалистами идет разработка проектной документации, при этом всю работу по реконструкции планируется завершить уже до конца этого года.
"Конечно, новый терминал построить в аэропорту мы не сможем. Однако есть планы по серьезной модернизации. Предусматривается увеличение стоек регистрации в два раза – с 24 до 48. Большая проблема – стоянка аэропорта. Она тоже будет модернизироваться, станет удобной и доступной. Например, здесь будут внедрены международные стандарты: такси и частники, которые будут заезжать в аэропорт на первые 10 минут, не будут платить за парковку", – рассказал он.
Кроме того, по его словам, сейчас существует всего один въезд на стоянку, а после реконструкции будет восемь въездов и восемь выездов. При этом планируется полностью исключить человеческий фактор, система пропуска автомобилей будет полностью автоматизирована.
В дальнейшем, заметил Исмаилов, столичный аэропорт начнет работать в связке со строящемся сейчас аэропортом "Ташкент Восточный", образуя один хаб. С запуском новой воздушной гавани в будущем году общая пропускная способность превысит 10 миллионов пассажиров в год.
"Ташкент Восточный" станет полноценным аэропортом, здесь будет пассажирский и грузовой терминалы. В дальнейшем, как только потенциал перевалит за возможности этих двух аэропортов, уже будем думать о строительстве новой современной воздушной гавани на 50 миллионов пассажиров в год", – сказал он.
В пределах 10 лет международный аэропорт Ташкента планируется вынести за пределы города на расстояние 30-35 километров.
"В будущем есть планы по переносу. Сейчас аэропорт Ташкента находится почти в центре города. В перспективе есть перенос в сторону или Ангрена, или Чиназа, примерно на 30-35 километров от города", – рассказал Равшан Исмаилов.
Просто так не отдадим
Узбекистан проведет тендеры для привлечения иностранных компаний к управлению аэропортами страны, сообщил министр транспорта республики Эльёр Ганиев, отвечая на вопрос о сотрудничестве с российским холдингом "Новапорт".
Напомним, что российский "Новапорт" планировал взять под управление аэропорты Самарканда, Намангана и Ургенча, проведя их реконструкцию. При этом аэропорт Самарканда должен быть обновлен к 2022 году, накануне саммита Шанхайской организации сотрудничества. Аэропорты Намангана и Ургенча планируется модернизировать за пять лет.
Несмотря на крайне сжатые сроки, "Новапорт" был готов взяться за этот проект. Однако при этом компания хотела получить аэропорты в концессию на 30 лет. В свою очередь правительство Узбекистана не готово отдать их на столь длительный срок. В результате переговоры по этим объектам зашли в тупик, но пока не прекращены.
Аэропортами Узбекистана интересуется и другой инвестор – японская компания Sumitomo Corporation, переговоры с которой состоялись в начале декабря. Как считают эксперты, вероятно, что японская сторона также не готова к более короткому сроку концессии.
Также о своем интересе к воздушным гаваням страны заявил холдинг "Аэропорты регионов", входящий в группу компаний "Ренова" Виктора Вексельберга.
Комментируя информацию о переговорах с "Новапортом" Эльёр Ганиев сказал, что этот процесс будет однозначно проводиться на тендерной основе.
"Та компания, которую вы назвали ("Новапорт" – прим. редакции), у нее были намерения напрямую заключить договора. Здесь наша позиция однозначна – это будет определено на тендерной основе. Та компания, которая даст наиболее привлекательные условия и будет управлять", – подчеркнул он.
Глава Минтранса рассказал, что сотрудничество с зарубежными управляющими компаниями по аэропортам Узбекистана будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства или концессии.
"Поэтому сейчас говорить, что японские или российские компании будут управлять аэропортами рано. Тендер покажет", – заключил министр.
Не надо боятся конкуренции
Вице-премьер Азиз Абдухакимов и министр транспорта Эльёр Ганиев заявили, что Узбекистан обладает уникальным потенциалом для развития авиаперевозок. Это вызывает справедливые опасения у конкурентов и потенциальных партнеров.
"Наши северные соседи, уважаемые наши коллеги, двигают свои аэропорты, там они тоже объявили в 11 аэропортах режим "открытого неба". Они увидели каким конкурентом для них становится Узбекистан. Они хотят, чтобы самолеты иностранных авиакомпаний у них приземлялись, обслуживались и отправлялись дальше. Но, откровенно говоря, там зимой холодно, таких туристических мест, как у нас нет. Например, в Самарканде и Бухаре можно не просто приземлиться, а сутки переночевать, и поехать достопримечательности посмотреть", – отметил Азиз Абдухакимов.
По его словам, в Узбекистане огромный потенциал в плане транзита, поэтому страна должна стать настоящим транзитным хабом.
"Пускай самолеты прилетают, используют наши аэропорты, которые будут зарабатывать хорошие деньги. И это не меньше средств, чем от других отраслей. Узбекистан с точки зрения климатических условий и географического положения – это уникальнейшее место. Даже если использовать в качестве транзитных аэропортов Стамбул и Дубай – они менее выгодны. Чтобы их использовать при полетах из Юго-Восточной Азии приходится загружать больше тонн топлива. Получается, что они везут не пассажиров, а топливо", – подчеркнул он.
Поэтому, добавил вице-премьер, используя Узбекистан в качестве транзитного хаба, иностранные авиакомпании смогут больше брать полезного груза и пассажиров, получая дополнительную прибыль.
По мнению министра транспорта Эльёра Ганиева, рынок Узбекистана большой и здесь всем хватит места.
"В рамках переговоров, которые ведутся о создании новых авиакомпаний, скажем так, наши партнеры уже немножко испугались конкуренции и призадумались о создании таких компаний. Я думаю, не надо бояться конкуренции, условия и рынок очень большой. Узбекистан – страна с 34-миллионым населением, наш рынок может предоставить сегменты практически для всех потенциальных наших партнеров", – подчеркнул он.
Дешевое топливо и снижение сборов в аэропортах
В Узбекистане планируют снизить стоимость обслуживания иностранных авиакомпаний, как минимум, на 20%, заявил глава Минтранса Эльёр Ганиев.
"Уже сейчас в аэропортах страны существенно снижена цена за авиатопливо на 120-140 долларов. Стоимость 1 тонны составляет порядка 880 долларов. Это создает хорошие конкурентные условия для аэропортов Узбекистана. Эту задачу мы намерены решать и дальше. Важный элемент для топливного рынка – это ввод в эксплуатацию до конца года проекта Uzbekistan GTL, где будет производиться порядка 1,7 миллиона тонн различного топлива, в том числе более 300 тысяч тонн авиакеросина", – отметил он.
По его словам, с пуском этого завода в Узбекистане в принципе пропадет проблема с обеспечением топливом самолетов.
"К сожалению, сегодня в стране производится недостаточно топлива. Мы не можем в полном объеме обеспечить и Uzbekistan Airways и Uzbekistan Airport, поэтому вынуждены определенные объемы импортировать. Мы будем контролировать цены на авиатопливо с тем, чтобы они были не выше, чем средние по региону. Таким образом мы создадим необходимые условия для конкуренции", – отметил министр.
Также, добавил Ганиев, планируется как минимум на 20% снизить аэропортовские сборы.
"Там их около 40 различных сборов. Снижение по всем кумулятивно составит 20%. Это даст сильный толчок для роста привлекательности наших аэропортов для иностранных перевозчиков пассажиров и грузов", – сказал он.
Частные лоукостеры
Глава Uzbekistan Airport Равшан Исмаилов прокомментировал ситуацию с частными компаниями SilkJet и Qanot Sharq, которые планировали организовать в Узбекистане лоукостеры.
"Эти две компании (Qanot Sharq и SilkJet – прим. редакции) очень хорошо в начале пошли, но потом, услышав про режим "открытого неба" и пятую свободу, вдруг у них темп спал", – отметил он.
Исмаилов добавил, что сейчас авиационные власти готовы к сотрудничеству с этими компаниями, чтобы они действительно создали новых авиаперевозчиков.
"Мы ждем инициативы с их стороны. Со стороны Минтранса и Uzbekistan Airport сделано все, чтобы они пришли и уже начали свою деятельность", – подчеркнул он.
Ложка дегтя
Основатель частной авиакомпании SilkJet Алишер Анназаров отметил, что заявленная демонополизация авиационной отрасли Узбекистана так и не произошла. На рынке осталась все та же компания (бывшая НАК), которая разделила монополию на 3 части, каждая компания получила свою зону ответственности.
"Таким образом инвесторы не видят ни одного сигнала, говорящего о том, что монополия в авиационной отрасли отсутствует и что вновь появившаяся частная авиакомпания не будет ущемлена со стороны компании, принадлежащей на 100% государству", – заметил он.
Их опасения, добавил Анназаров, подтверждаются тем фактом, что убыточная и неэффективная авиакомпания поддерживается государством, которое продолжает вкладывать в нее огромные финансовые средства, в том числе и в виде госгарантий. Все это на фоне появившейся информации о создании нового государственного авиаперевозчика Humo Air, не способствует привлечению иностранного капитала в инвестирование проектов, связанных с созданием частной авиакомпании в Узбекистане.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.