Найти в Дзене
Лаборатория Нектона

Загадка "Минотавра" или... одно забытое военное преступление

Оглавление

К сожалению этот инцидент как правило нигде не упоминается в виду роковой ошибки (а по сути военного преступления) допущенной союзниками, по этой же причине невыясненной (пока) остается судьба тел узников концлагерей, погибших в ходе преступной атаки, среди которых подавляющее количество были военнопленные и угнанные в плен граждане СССР. Мы работаем в этом направлении и будем рады любой информации или помощи.

Отдельной темой в этой непростой истории является факт организации системы концентрационных лагерей, возведенных на оккупированной гитлеровской Германией территории Великобритании в проливе Ла-Манш, где узники концлагерей в период с августа 1941 по июнь 1944 были задействованы для возведения фортификационных сооружении оборонительной системы “Атлантического вала”. О том что творилось в период оккупации на Британских островах Джерси, Гернси и Олдерни я расскажу в отдельной статье, поскольку в Российских и Советских источниках эту тему по разным причинам, также обходили стороной.

Итак, летом 1944 года, в преддверии высадки союзников в Нормандию, с оккупированных гитлеровцами Нормандских островов (в проливе Ла-Манш) была предпринята попытка эвакуации гражданского персонала и узников концлагерей, которых планировалось перебросить на континент и задействовать в мероприятиях по срочному фортификационному укреплению части “Атлантического вала” на побережье Франции.

одно из немногих фото парохода "Минотавр"
одно из немногих фото парохода "Минотавр"

Ночью c 3 на 4 июля 1944, из порта Сент-Хельер (о. Джерси) в сторону французского порта Сен-Мало направился очередной конвой с погруженными в трюмы заключенными концлагерей, состоящими преимущественно из числа Советских военнопленных. На борту парохода “Минотавр” находились и около 250 человек из печально известного концлагеря смерти “Зюльт” (Sylt) с острова Олдерни (находился непосредственно в ведении СС и управления WHWA).

Пароход "Минотавр" сопровождали четыре переделанных в тральщики рыболовецкие шхуны V-208 (R. WALTHER DARRÉ), V-210 (HINRICH HEY), V-209 (DR. RUDOLF WAHRENDORFF) и M-4622. На рассвете, конвой невооруженных судов, в 12,5 км севернее порта Сент-Мало “по досадной ошибке” был обнаружен торпедными катерами ВМС Канады.

В атаке принимали участие торпедные катера из состава 65-й флотилии торпедных катеров ВМС Канады (65th MTB Flotilla):

  • HMCMTB 743
  • HMCMTB 734
  • HMCMTB 735 (Collins John William), (Bartram Ross Maitland)
  • HMCMTB 748

В результате стремительной и бездумной торпедной атаки, транспорт V210, V208 был потоплен, поврежден V209. Пароход "Минотавр" (SS Minotaure (889GRT)) перевозивший 468 “эвакуируемых”, состоящий из узников концлагерей и вольнонаемных - был серьезно поврежден. Далее, потерявшее ход судно, взяли на буксир и довели до ближайшей отмели, где он “простоял около месяца”.

Маршрут с о. Джерси в Сент-Мало и место атаки с обозначением затонувших судов
Маршрут с о. Джерси в Сент-Мало и место атаки с обозначением затонувших судов

Есть в этой истории и другая загадка. В частности высказывается справедливое предположение, что в составе конвоя был как минимум еще один “не учтенный” пароход с заключенными лагеря смерти “Хелгеленд” (о. Олдерни), который затонул в результате торпедирования и нигде не упомянут в целях сокрытия военного преступления -в пользу этого может свидетельствовать тот факт что на морских картах, где обозначено местоположение очень кучно потопленных в стороне от обычного фарватера - V210 и V208 есть еще одно, неизвестное судно которого также не было на довоенных картах и упоминание о потоплении которого мы не нашли не в немецких, ни в союзнических отчетах.

Совпадение это или результат сокрытия военного преступления -должна была выявить подводная экспедиция которую мы пытаемся организовать уже много лет. В этом вопросе.. увы, мы пока не нашли никакого понимания со стороны общественных и государственных структур Российской Федерации.

Что касается “Минотавра”, то потери объясняются тем, что гражданский персонал состоял из вольнонаемных технических работников организации Тодт и сотрудниц публичных домов открытых на островах оккупационной администрацией. Их спасло то, что все они были разделены с заключенными и расположились на открытых верхних палубах парохода, тогда как узников концлагерей согнали и закрыли в грузовом трюме - туда и попала торпеда.

Согласно ряду источников, “взрыв оторвал корму и сразу убил большую часть находящихся в трюме заключенных”, тем не менее поврежденный "Минотавр", за счет задраинного трюма остался на плаву и был отбуксирован на отмель "у порта Сент-Мало" (однако, найденные нами свидетели, прямо указывают на траверс соседнего г.Динар (Dinard) и даже на бухту о.Сезамбр). Через десять лет поисков, отыскалась и фотография “Минотавра”, показывающая что торпеда попала не в корму, а в нос парохода - разворотив его.

"Минотавр" после торпеды... Порт Динар, предположительно Сентябрь 1944
"Минотавр" после торпеды... Порт Динар, предположительно Сентябрь 1944
Тем не менее, открывшийся детали так и не пролили свет ни на точное количество погибших в результате атаки, ни на место их захоронения.

В настоящее время, существуют два варианта событий, которые базируются на весьма смутных воспоминаниях очевидцев, которые помимо полезных деталей, не имеют главного - точной даты событии (диапазон от “начало июля” до “начало августа”). Согласно первой версии - после атаки пароход транспортировали на пристань в Динар, где вероятнее всего тела были бы выгружены и захоронены неподалеку (вряд ли бы их выбросили в реку в портовой зоне). Однако, упорные поиски братской могилы по местным кладбищам и пустырям оказались безрезультатными и мы склоняемся к другой версии, по которой пароход в порт Динара пришел уже после того, как простоял “на отмели в море около месяца”. К сожалению, очевидцы не могут вспомнить точной даты, когда видели его в Динаре, однако отмечают что “характерного запаха” от парохода не исходило.

В этом случае, могут быть только два варианта - либо “Минотавр” пришел в Динар сразу после атаки и с телами в трюме (которые еще не начали разлагаться), либо как указывают документы, его притащили на буксире через месяц, сняв с отмели и разумеется уже без тел (в противном случае, за месяц простоя запах бы отметили очевидцы и рабочие порта, речь идет об августе - конце засушливого лета 1944 года).

Очевидно, что поскольку (пока) не удалось найти массового захоронения в районе Динара и Сент-Мало, ни на местности ни в документах местных префектур - то можно предполагать второй вариант, по которому погибших либо похоронили вблизи стоянки (на отмели или острове), либо просто скинули в море. В любом случае, это сделать было необходимо, чтобы добраться до трюма и провести минимальные ремонтные работы позволяющие транспортировать пароход до пристани порта.

Куда же девались тела узников?

В 70-х годах, популярность получила версия о захоронении погибших на о. Сезамбр (Cézembre): Суть её сводится к такому объяснению развития событии, в 12,5 км от порта Сент-Мало, судно торпедируют, тем не менее оно находится на плаву и борясь за живучесть корабля команда идя на буксире, ищет мелкое место на которое можно “посадить” поврежденный пароход. Если взглянуть на морскую карту, то вблизи маршрута следования есть всего два подходящих места. Одно из них банка южнее маяка Лес`Пьерес (Les Pierres Aux Normands), либо бухта у острова Сезамбр. Версия эта активно кочевала из публикации в публикацию, но тем не менее выглядит она неправдоподобно и вот почему. Очень небольшой, скалистый о.Сезамбр был превращен гитлеровцами в крепость береговой обороны, контролирующую подходы к порту Сент-Мало и подойти к торчащей из воды скале-острову, можно было только с восточной стороны, где образовалась небольшая песчаная бухта.

Горящий остров Сезамбр, вид с Динара.
Горящий остров Сезамбр, вид с Динара.

Однако, тут необходимо заметить что специфика высадки в Нормандии была такова, что войска союзников не ставили целью захват укрепленных немцами островов в Нормандии, оставляя их у себя в тылу без всякого снабжения в ожидании капитуляции оставленных там гарнизонов и если самые крупные острова архипелага капитулировали только через 11 месяцев осады, в мае 1945, островом Сезамбр занялись уже в конце августа 1944 и 31 августа его подвергли такой ураганной бомбардировке крупнокалиберной артиллерии и напалмом, что если бы пароход стоял в бухте у гарнизона, он вряд ли уцелел бы.

о. Сезамбр  - для подавления береговых батарей применялся напалм.
о. Сезамбр - для подавления береговых батарей применялся напалм.

Даже учитывая что к моменту атаки о.Сезамбр пароход уже должны были снять с отмели и привести в Динар, утащить его из бухты до атаки - в любом случае не удалось бы, поскольку немецкий гарнизон не сдался и оказывал активное сопротивление при попытках подойти к острову. На некоторых снимках аэрофоторазведки можно заметить в бухте ТРИ дымящих объекта, однако на фото “Минотавра” в порту - нету признаков горения или дополнительных разрушении. Вывод - его временная стоянка в гарнизонной бухте у о. Сезамбр крайне маловероятна и месяц “Минотавр” простоял на отмели, где-то поблизости от Сент-Мало, но вдали от активных боевых действии, т.к. если судить по фото никаких повреждений кроме результата попадания торпеды не имел.

В настоящее время, основным вектором поисков, является попытка изучить все доступные записи подразделении армии США, участвующих в штурме города Сент-Мало а именно: 159-й инженерный батальон (159th Engineer Battalion), 1-я противотанковая бригада (1st Tank Destroyer Brigade), и 15-я кавалерийская группа (15th Cavalry Group). Дело в том, что через два дня после атаки “Минотавра” - 6 июля началась операция “Нептун” (высадка в Нормандии). Десантная операция была организована таким образом, что вся мощь была направлена всего на несколько точек десантирования, где планировалось продавить оборону и устремится вглубь континента, постепенно расширяя зону и заходя в тыл подготовленной гитлеровцами прибрежной линии обороны “Атлантический вал”. Таким образом, только 6 августа, оперативное соединение армии США, вышло к побережью Бретани. Все это время, цитадель порта Сент-Мало подготовленная для длительной обороны с моря, нещадно утюжилась авианалётами и по старой демократической традиции город практически был стерт с лица земли, а архивы погибли в огне. Только 17 августа, армия США взялась за штурм города и гарнизон - сдался.

Следовательно, все это время 44 дня (6 недель - тут все сходится) с 4 июня по 17 августа “Минотавр” находился где-то в стороне от острова Сезамбр а так же разбомбленного порта Динара и Сент-Мало, соответственно транспортирован с отмели в порт он был уже после завершения штурма города. Иными словами, надо искать записи американской армии, чем мы сейчас и заняты.

Таким образом, до момента прояснения обстоятельств событии с 4 июля по конец августа 1944, в качестве рабочей версии мы выдвигаем предположение что свое последнее пристанище, тела узников концлагерей - нашли в море, где-то в 2 км от берега, в районе банки у маяка Лас`Пьерес, а в Динар, пароход пришел уже без них. Дело по прежнему открыто, мы собираем информацию по крупицам и пытаемся организовать изучение “загадочного” корабля, затонувшего между атакованными тральщиками V210 и V208 (см. иллюстрацию выше)...

Банка лас-Пьерес и возможное место стоянки - вблизи маршрута
Банка лас-Пьерес и возможное место стоянки - вблизи маршрута

Справка: - пароход построен в 1918 году, и первоначально назывался HMS ROLLCALL. В 1922 году, продан компании "Alexandra Towing Co. Ltd., Southampton" и получил новое название "ROMSEY" после чего в 1929 году был продан компании "Compagnie Générale Transatlantique, Le Havre" для осуществления локальных перевозок на Нормандские острова. С началом боевых действии 26.08.1940 был захвачен Германией в качестве трофея и получил новое имя - "MINOTAURE". Согласно последней информации, после торпедирования его сняли с мели в августе 1944 и полностью отремонтировали к концу 1947 года, ввели в эксплуатацию в феврале 1948 года. После чего, он прослужил до 1958 года. Списан и порезан на лом в марте 1958 в Бельгии (фирма "Burcht by Jos. de Smeldt").

Подписывайтесь, делитесь - возможно эту публикацию увидит тот, кто поможет нам разгадать загадку "Минотавра" и вернуть имена погибшим Советским гражданам угнанным в плен.