Не большой секрет, что советская пионерия и комсомол, немецкие юнгфольк и гитлерюгенд - обеими ногами стоят в скаутском движении.
Если на монохромных фотографиях 30-х замазать символику, то отличить пионера или пимпфа от бойскаута - будет очень непросто.
Но это лишь стилистическое сходство. Детские организации в тоталитарных моделях - были вполне неотъемлемым компонентом государственной машины, нижней ступенью идеологической вертикали, а не добровольным клубом по интересам.
В основе что гитлерюгенда-юнгфольк, что пионерии лежал почти неотличимый миф ребенка-героя. Если вы знаете историю Павлика Морозова - то знаете и Герберта Норкуса.
Если фактура Норкуса еще как-то отлична от Морозова (он убит коммунистами, но происходит из вполне правоверной семьи), то художественное ее переложение (фильм “Гитлерюгендовец Квекс” 1933) вообще списано один в один (сын-нацист противостоит отцу-коммунисту).
Христологическая структура мифа, ритуалы поклонения, даже тексты песен. Не думаю, что нацисты воровали у коммунистов, просто режимы, при идеологической противоположности, типологически одинаковы.
Но с Квексом вышла незадача. Игравший его юноша Юрген Ольсен (сам член гитлерюгенда) был геем и, по всей видимости, состоял в связи с рейхсюгендфюрером (глава гитлерюгенда) Бальдуром фон Ширахом.
Чего это стоило самому Ольсену - история умалчивает, все источники лишь упоминают, что в 1940 году он исчез из поля зрения, из архивов Оснабрюкского гестапо следует, что его предполагалось отправить в лагерь смерти, но, тем не менее, как-то удалось дожить до 1994 года, минуя внимание общественности.
Высокопоставленный же любовник юного актера лишился должности, пережил войну, отсидел 20 лет по приговору Нюрнберга, умер в 1974.
Кейс не получилось скрыть под спудом, имя персонажа Квекс обернулось в Гитлерюгенде глаголом “квексен” - эвфемизмом однополого секса.
Когда, с одной стороны, одна из крупнейших (их вообще-то очень много) скаутских организаций США «Бойскауты Америки» объявляет о банкротстве под давлением волны исков о домогательствах аж с 60-х годов, а с другой мы знаем, что внутри гитлерюгенда для однополых связей существовал даже не единственный звонкий эвфемизм - это приводит нас к простому выводу:
Никогда не нужно смотреть на идеологию, даже на рамку политического режима, в типологически сходных средах - всегда, безотносительно внешних обстоятельств, процветают сходные практики.