Сначала Голливуд пережил серию харассмент-скандалов, а затем стал выдавать рефлексию на экран. Фильмы и сериалы посыпались на зрителя один за другим. Из последних сериал "Утреннее шоу" с Риз Уизерспун и Дженнифер Энистон, и полный метр "Скандал" с Николь Кидман и Шарлиз Терон. Вот и обсудим.
Коротко, про что кино.
И в "Утреннем шоу" и в "Скандале" показывают как устроен мир телекорпораций. В "Шоу" по статье "харассмент" слетает с должности и экранов миллионов телезрителей любимый телеведущий, в "Скандале" - попытка переворота покрупнее, на мушке управляющий каналом.
И там и там прекрасные, но уже хорошо за 40-к дамы телеведущие ведут борьбу за то, чтобы остаться в седле, то есть в кресле под софитами. Они любят свою работу, они профессионалы, и они слишком дорого заплатили, чтобы стать лицом новостей для миллионов американцев. То есть, "вставали на колени" перед начальниками мужчинами, чтобы получить "своё шоу". И теперь они не согласны сдавать позиции и меньше: славы, денег, комфорта.
Как резюме, естественно, хеппи энд, справедливость восторжествовала. Старые добрые дикторы, с лёгкой сеточкой морщин вокруг глаз, продолжают нести новости свободной Америке.
А мы тут при чем?
Отправиться в кино на "Скандал" нас с Настей угораздило 14 февраля. Зал был набит под завязку. По левую руку сидели две дамы, по правую два господина. Фильм, в своём неспешном течении позволял наблюдать за реакцией и подслушивать комментарии тех и других. В итоге джентльмены пригласили нас обсудить кино за чашечкой кофе. Ничего такого, только культурная беседа, поспешили оговориться новые знакомые.
За столиком ресторана выяснилось, мужчины в страхе:
- Если это б... во докатится до нас, то это будет конец.
- И чего она добилась? Ей заткнули рот за 5 млн. долларов? Так чем она отличается от проститутки?
Вот что вынесли мужчины из кинозала. Получила должность путем ублажения мужской плоти, а затем отсудила миллионы, годами собирая компромат, так не требуй уважения - ты представительница древнейшей профессии (по фильму даже в квадрате).
Мы же на это только "подняли бокалы" - отличная сделка!
Шутки шутками, но извинения (главная моральная победа в деле) мужчины не признают, для них слова "мне очень жаль" сказаны под прицелом приговора суда, а значит силы не имеют.
Женщины же, что были по левую руку в кинозале, вообще не понимали, зачем они это смотрят, они никак не идентифицировали себя с героинями. Никакого чувства "я тоже жертва", ни единого помыла писать пост в ФБ с тегом "metoo". С чего бы? Терять им, в отличии от звёзд экрана, нечего.
После фильма они явно не пойдут на благотворительную вечеринку, и не выложат кругленькую сумму, чтобы спеть под аккомпанимент Дениса Мацуева, например. Нет, они совершат променад по набережной, и завернут в ресторан - посидеть с девочками с работы. Там им будет хорошо и весело танцевать под живую музыку. Все они будут в нарядных платьях, почеркивающих грудь и бедра, с причёской, макияжем и маникюром, и им будет совершено неважно, что в ресторане нет ни одного мужчины. А потом они вернутся в свою квартиру в 40 кв. метров, где бабушка сдаст им с рук на руки ребёнка, с которым согласилась посидеть, пока мама отдыхает. Ведь папа для неё и малыша "умер", в лучшем случае "выходного дня", но только не в День влюблённых.
На утро они выйдут на работу, которую получили не за красивые глаза, а благодаря диплому о высшем, ещё советском образовании.
Харассмент в России другого порядка. Он называется "хочешь жить - умей вертеться", и если уж приходится спать за привилегии (например, за направление для ребёнка на лечение в клинику, где очередь в сто человек на место), то женщина расценивает свое обаяние как оружие, и когда добивается цели празднует победу, не имея никаких оскорбленных чувств и без игры в поруганную невинность, даже, если цель была и не столь благородна. Помните, мать Ольги в фильме "Ночные забавы"?
Ещё одно кино про харассмент по-русски снял Эльдар Рязанов, его "Служебный роман" каждый год с удовольствием смотрят и мужчины и женщины. Там совершён идеальный перевертыш, когда повышения через постель добивался мужчина. И это было позорно и низко. Но как не меняй местами слагаемые, сумма не меняется. Так мы воспитаны. Благородство либо есть, либо нет.
Поэтому для нас история с харассментом выглядит крайне неубедительно. Если верить статье в газете "Взгляд" (Мужчины Запада нашли ответ на женское издевательство), то американские мачо дошли до паранойи. Отказывают красивым женщинам в работе, на переговоры либо таскают с собой жену, либо ведут беседы, оставив дверь нараспашку, на перекурах женщин сторонятся и образуют мужской клуб. По факту - тоже ногами, руками и зубами держатся за кожанное кресло, которое их сытно кормит. Большая драка за кусок пирога привела к войне полов и расслоению в обществе. Похоже, в свободной Америке становится всё меньше свобод.
К чему #metoo
Примечательно, что журналисты "Взгляда" заметили неожиданность волны скандалов, появившихся как по приказу, как по Маяковскому: "ведь если звезды зажигают, значит это кому нибудь нужно?", но не смогли найти ответ кому и зачем.
Вот версия Поместья. Небольшая ретроспектива от "99 франков" Бегбедера до "Что же тут сложного" Эллисон Пирсон.
Помните, что продаёт лучше всего? Полуобнаженные красотки и дети! На этих китах построена вся пиариндустирия. Длинногая Шарлиз Терон выходит из сияющего Бентли и все мужчины хотят получить Бентли, чтобы посадить рядом такую же ослепительную даму. А все дамы хотят быть ослепительны, чтобы их посадили в Бентли!
А для этого нужно что? Достаточно одного йогурта!
"... «С „Мегрелет“ я останусь стройной и, кроме того, буду питаться разумно благодаря повышенному содержанию витаминов и кальция!» И действительно, анализ конкурирующих брендов в этом перенасыщенном секторе показал, что нам нужно делать ставку на двойную формулу «красота + здоровье». «Мегрелет» полезен и моему телу, и моему духу". (из книги "99 франков")
После нескольких десятилетий такой рекламной политики, все больше и больше мужчин и женщин атаковали тренажёрные залы, стали приверженцами вегитарианства, а главной целью их жизни стал капитал. Потребительский гедонизм стоит дорого!
"Впервые в истории планеты Земля все люди во всех странах задались единой целью: заработать столько денег, чтобы уподобиться героям рекламы. На остальное они плевать хотели, последствия расхлебывать уже не им". (из книги "99 франков")
В результате старость помолодела. Женщины стали строить карьеру и позже рожать, либо не рожать вовсе. Если раньше дама в пятьдесят уже была бабушкой и выглядела как бабушка, то сегодня она мама, достойная выйти из Бентли.
Женщины и мужчины от 45 и старше чувствуют себя 30-летними и хотят жить, как 30-летние. А 17-летние Лолиты не котируются, они скучны и женщинам, и мужчинам.
И вот героиня Эллисон Пирсон, в первой книге "Как ей это удается" бросившая карьеру и отвергшая адюльтер, ради детей и семьи, во второй книге совершенно разочарована в своём выборе, и восстает как феникс из пепла. Начинает все с нуля, достигает вершин в карьере, и вознаграждена взаимной любовью. Но, на минуточку, ей уже 50-т!
Также и в "Утреннем шоу" Риз Уизерспун и Дженнифер Энистон делают картинку, на них хочется смотреть. И, по факту, они играют сами себя! Не будем напоминать про возраст!
Кстати, говорят, Бред Питт решил вернуться.
И ещё одна цитата из Бегбедера:
"Это я решаю, что есть Истина, что есть Красота, что есть Добро. Это я отбираю манекенщиц, на которых вы западете через полгода. Да-да, западете как миленькие и окрестите их топ-моделями; мои девки закомплексуют любую бабу старше четырнадцати. Вы боготворите моих избранниц".
И избранников, позволю себе добавить. Харассмент штука обоюдоострая.
Елена Маляренко