Найти тему
Свободная школа

Казусы из жизни репетитора. "Здравствуйте, я ваш ужас!"

Дожили! Мне попался ученик - психологический садист. Я провела у него всего два занятия и очень посочувствовала школьным учителям. Я-то, к счастью, от такого ребёнка могу уйти, а они не могут.

Мальчику Коле всего восемь лет, он учится во втором классе. У него возникли проблемы с математикой, и мама наняла меня в качестве репетитора, чтобы я помогла ему научиться решать примеры и задачи.

Во время первого нашего занятия мама присутствовала на уроке. При ней Коля вёл себя идеально. Он прекрасно решал примеры. Я даже удивилась: зачем мальчику репетитор, если он всё умеет сам? С такими знаниями и способностями он мог бы вполне получить "четвёрку" в школе.

Когда я пришла к этому ученику второй раз, его мамы дома не было. С мальчиком дома находилась бабушка. Бабушка вовсе не собиралась присутствовать на занятии, у неё были свои дела. Я осталась в комнате с мальчиком одна. И тут началось! Сначала он отвлекал меня всем, чем только можно. Показывал мне свои машинки, игрушки. Писать в тетради категорически отказывался. Он смотрел на меня наглым взглядом и задавал всякие вопросы. Спрашивал, где я живу, сколько мне лет. Притом шутил: "Наверное, шестьдесят?" Выяснял, есть ли у меня мама и папа. Когда умер мой дедушка. Я понимала, что он тянет время урока, чтобы ничего не делать.

Потом мальчик открыл балконную дверь. Он знал, что он в своём доме и может делать всё, что хочет. Пытался меня заморозить и себя заодно, чтобы заболеть и не ходить в школу. Я встала, пошла на кухню и сообщила бабушке, что её внук открыл дверь на балкон. Бабушка, готовившая еду, отмахнулась: "Да пусть открывает!"

Во всём поведении Коли была насмешка и высокомерие. Он знал, что я ничего не могу ему запретить! Он у себя дома.

Да, в моей практике случались ситуации, когда маленькие дети шалили. Но это были безобидные шалости, и мы быстро возвращались к работе. А тут мальчик издевался целенаправленно, с ехидной улыбкой. Он начал трогать меня руками, хватать за волосы.

"Я хочу сделать Вам причёску!" - сказал он.

И ведь оттолкнуть ребёнка тоже проблематично. Он маленький, худенький. Мы, репетиторы, по идее, вообще не должны прикасаться к ученикам. А что делать, если они к нам прикасаются? Можно ли защититься? Коля явно меня провоцировал. Я понимала, что если я сейчас оттолкну его, отцеплю от себя - он может пожаловаться, что я применяю насилие.

В тетради Коля написал только три строчки за весь урок. Сказал, что он ничего не понимает и заниматься математикой не собирается.

В конце урока я ему сказала, что больше не приду. Это была не угроза и не условие: "Я к тебе больше не приду, если ты будешь так себя вести!" Я ему сказала чистую правду. Я действительно не приду. Я вот только думаю, как правильно сообщить причину отказа от занятий его маме. Бабушка не видит в поведении мальчика ничего плохого. Или изображает передо мной, что не видит.

Некоторые матери в таких ситуациях говорят репетитору: "Надо с ним построже! Ругайте его!"

Ребята! Я не нанималась воспитывать ваших детей! Моё дело - научить их математике! Я не требую от детей каких-то особых способностей. Мне достаточно, чтобы ученик сидел за столом и никуда не убегал, чтобы писал в тетради, говорил со мной исключительно на тему занятия, а не о посторонних делах. Рассказывать о посторонних делах можно после урока, но не во время него. Я не собираюсь усаживать чужого ребёнка за стол, объяснять ему, как надо себя вести на занятиях, мотивировать его хитроумными приёмами, чтобы он взял ручку и, наконец, начал писать.

Я после всех этих событий подумала: "Как хорошо, что у меня есть ученики-семиклассники! Они, конечно, многого не знают, но очень стараются, все задания выполняют. Какое счастье, что я смогу заменить этого наглого малыша Колю на очередного семиклассника!"

В заключении я скажу вот что. Многие из нас недооценивают трудностей, которые выпадают на долю учителей начальной школы. Дети у них и не сидят, и отвлекаются, и мешают друг другу. Удерживать дисциплину в начальной школе очень тяжело! А сколько психически больных и невоспитанных детей попадает в школу! И учитель не может от них отказаться так, как я. Я один час провела с этим мальчиком, и уже настроение испорчено на целый день. А учителям каково?

С моей точки зрения, всё же со старшеклассниками работать намного проще.

Другие статьи из этой рубрики:

Казусы из жизни репетитора. Экстремальная ситуация.

Казусы из жизни репетитора. Моё первое занятие.

Казусы из жизни репетитора. Репетитор на выданье.

Казусы из жизни репетитора. Невероятные просьбы.

Казусы из жизни репетитора. Второй ребёнок.

Казусы из жизни репетитора. Шкаф с сюрпризом.

Казусы из жизни репетитора. Очень строгая ученица.

Казусы из жизни репетитора. Ученик заболел, но Вы держитесь!