Найти тему

В ЗЕЛЕНОГРАДЕ ОТГРЕМЕЛ РОК-ФЕСТИВАЛЬ «ПЕСОК»

В ЗЕЛЕНОГРАДЕ ОТГРЕМЕЛ РОК-ФЕСТИВАЛЬ «ПЕСОК»

Давайте сразу расставим все точки над «i»: на «Песок» я поехала только для того, чтобы послушать Anacondaz. Кстати, не я одна: точно такая же мотивация была и у фота от нашего портала, да и в принципе это становится очевидным при просмотре фотографий с фестиваля — к хэдлайнерам на танцполе явно побольше народа, чем на олдскульном роке. Поэтому делайте мне скидку — я не очень хорошо разбираюсь в роке, но очень люблю музыку. Ту, которая искренняя. Погнали?

Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020
Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020

Если театр начинается с вешалки, то клуб — с туалета. Ну и с охраны, конечно. Так что начнём с начала: уж очень я люблю эти тусовки в будуаре, там — самые неожиданные знакомства и самые искренние разговоры. В «TOPHAll» всем девочкам очень понравилась система водоснабжения: там нужно было поломать голову, чтобы понять, как включить кран. Я раскрыла эту загадку довольно быстро — и потом уже при необходимости включала девочкам воду. Одна девушка посетовала: мол, все клубы изощряются как хотят —  она встречала туалеты, где нужно было петь, чтобы пошла вода. Только вот название клуба она забыла, к сожалению. Какая жалость. 

Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020
Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020

К началу фестиваля в клубе было очень свободно: люди прогуливались от бара до сцены, танцпол пустовал  — знаете, как на дискотеке в детском лагере. Там всегда сначала жмутся по углам, а в конце их уже не остановить — и вновь просят химичку поставить ту самую песню. Трезво оцениваю обстановку — первый день, пожалуй, я проведу в випке наверху: из заявленных групп я не слушаю никого, и здесь лучше быть сторонним наблюдателем. Выбираю место поудобнее — отлично, над звукорежиссером, самое то: если музыка не понравится, то хотя бы посмотрю, как профессионалы работают со звуком. 

Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020
Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020

Клуб наполняется: краем глаза вижу, что тут и там люди бродят в поисках свободных мест — а я одна за столиком на шестерых. Непорядок. Около меня останавливается брутального вида мужчина с бутылкой «Белуги»: сначала обреченно стоит, потом не выдерживает и усаживается напротив. Наливает рюмку — предлагает мне. Улыбаюсь и вежливо отказываюсь. Даже кот Бегемот не позволял себе наливать дамам водку — а я все-таки немного дама — ну, а чистого спирта мне никто не плеснул в стопку. Так что сегодня, пожалуй, без «Белуги», а пьянеть буду только от риффов и флажолетов. К моему собутыльнику подсаживается его компания — уже не слишком трезвая девушка и мужчина. Буквально через полчаса половина моего столика — мужчина с «Белугой» и девушка — отправляются в объятия Морфея, и пробуждаются только тогда, когда на сцену выходит «Смех». Видимо, только забористые тексты и клоунада способны разбудить спящие сердца зеленоградцев. Это было немного комично: во-первых, заснуть на концерте до его начала, во-вторых, всего после одной рюмки. Но думаю, спасть под рок — это особое удовольствие, в конце концов, не каждый день у тебя вместо колыбельной — «ЕРМАК!» и «Петля Пристрастия». 

Ермак. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020
Ермак. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020

Фестиваль открывала группа «Ермак!» — длинные волосы, длинные бороды: наверное, именно так и выглядел покоритель Сибири — даром, что не в джинсах. Зал пока еще пустовал — но встречали музыкантов очень тепло, а парни в центре танцпола отжигали как в последний раз. Кстати, 10 марта у группы выходит новый альбом «Птицы» — а сейчас вы уже можете послушать первый сингл «Из колодца видно звёзды».  Группа интересная, самобытная — но это немножко не моя история, такую музыку я могу только наблюдать со стороны: для меня это слишком «шумный» звук. 

Ермак. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020
Ермак. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020

Следующей выступала белорусская пост-панк группа «Петля Пристрастия». Не слышала их раньше — но слышала о группе. Они мне очень понравились. Вообще на концертах сложно составить впечатление о музыкантах, которых слышишь впервые — потому что не всегда понятно, что там по тексту, и тут по большей части тебя либо качает, либо музло не заходит. «Петля Пристрастия» мне понравилась по всем критериям. Они глубоко погружены в свою музыку — и это завораживает. При этом эта такая погруженность, где слушатель/зритель становится случайным со-участником музыки  — его просто будто захлестывает этой звуковой волной, и, не в силах сопротивляться, он начинает двигаться в такт. И это все плавно перетекает в какой-то потусторонний рейв-перформанс: на сцене и на танцполе. Честно, я никогда не видела, чтобы вокалисты танцевали так, как это делает Илья Черепко-Самохвалов. Эта та степень свободы, которой так не хватает поп-исполнителям: свобода танцевать так, как хочешь ты, без каких-то рамок и внутренних ограничений. Так, как ты это чувствуешь. Ты смотришь на это и понимаешь, что здесь мы — вольно-невольные свидетели особых отношений между музыкантом и музыкой. Это ближе к каким-то перформативным практикам —  я не видела Shortparis вживую, но много слышала об их выступлениях, и вот по ощущениям — это немножко из той оперы. Только «Петле Пристрастия» для своих перформансов не нужны ни танцоры, ни реквизит. В этот раз, например, вокалист немного ел микрофонную стойку — ты смотришь на это и понимаешь, что это не шоу, не какая-то продуманная фишка. Просто мы — фокус-группа, музыка — психиатр, а группа — пациент. После этого сеанса нам всем стало немного легче. 

Петля пристрастия. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020
Петля пристрастия. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020

Между выступлениями групп ведущий фестиваля устраивал восхитительные конкурсы, и можно было насладиться атмосферой сельской дискотеки с элементами деревенской свадьбы: зрителей  вечно просили разбиться на пары и всячески унижаться ради бесплатной одежды. Все как в жизни. На самом деле, конкурсы хорошо заходили публике — и, как в детском лагере, помогали преодолеть дистанцию между незнакомцами и в какой-то мере сплотить нашу смену. Было весело наблюдать со стороны за тем, как взрослые мужчины и женщины стягивают с себя майки ради новых маек, едят друг с друга бананы — ну где и когда я еще такое увижу? Так что спасибо, тамада хороший и конкурсы интересные. 

Петля пристрастия. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020
Петля пристрастия. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020

После очередного такого перерыва на сцену вышел «Смех». Мне сразу стало как-то не очень весело — потому что с ними на сцену вышел клоун, который до этого стоял около меня и был не самым приятным созданием, если честно. Точнее, клоунесса. Глядя на которую понимаешь, почему у многих с клоунами связаны негативные впечатления и многие их боятся. В группу клоунесса — которая, кстати, на поверку оказалась очень милой улыбающейся девушкой — отлично вписалась: интересно, это можно рассматривать как метафору? Смех сквозь страх или что-то в этом роде. Смех на грани истерики, сквозь кровь и выбитые зубы. Когда группа заиграла, мои собутыльники оживились: проснулись, достали телефоны, стали снимать и яро подпевать — вот так я случайно получила приблизительный портрет среднестатистического слушателя группы. Человек в состоянии небольшого опьянения. Если говорить серьезно, «Смех» здесь на своей территории, и это было заметно: они позволили себе все, что только можно представить, устроив из своего выступления филиал Шапито — музыка лилась как водка из разбитой бутылки ВДВшника, а клоунесса в угаре била музыкантов воздушным шариком и стреляла из игрушечного автомата. Зал очень тепло принимал хозяев дискотеки — здесь они дома, здесь их любят, здесь они — в своей тарелке. А тарелка сервируется разными блюдами — и на десерт было очень вкусное г***о. Эту песню зал приветствовал особенно бурно — еще бы, после интервью Дудя с Щербаковым это не то что хит, это просто нетленка. Ведь лучше вкусное г***о, чем невкусное. 

Смех. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020
Смех. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020

Следующие на очереди были «ПТВП». Солист группы Лёха Никонов первую часть вечера провел неподалеку от моей спяще-нетрезвой компании — сидел в випе и посматривал на сцену. Когда пришел его черед выступать, в привычной эксцентричной манере исполнил свои основные хиты — зал принимал музыкантов очень тепло, несмотря на пронзительно-уничижающий взгляд вокалиста. Думаю, если в Париже это последние танки, то на  «Песок»  они всё-таки еще заедут — выборгских панков здесь точно будут ждать в следующем году. 

Последние танки в Париже (ПТВП). Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020
Последние танки в Париже (ПТВП). Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020

После ПТВП настали хорошие времена для немногочисленных девочек  — и на сцену вышли полуголые «Гудтаймс». Артём Шаров, вокалист группы, вообще появился в боксерских шелковых шортиках. Полагаю, такой музыкальный эксгибиционизм обусловлен тем, что Артём не так давно открыл студию кросс-фита — и это такие элементы продакт-плейсмента. На «Нашем радио» их называют дэнс-рок-трэш-и-угар-группой, а я вам так скажу: это шумно-веселый октет, где есть и традиционные барабаны с гитарами, и труба, и два саксофона. Московский концерт в «RED» закончился солд-аутом — и сцена зеленоградского «TOPHALL» была для них явно маловата — и буквально и фигурально. Зал принимал их отлично — такая легко-жизнерадостная музыка всегда будет пользоваться популярностью. У группы в марте начинается тур — а в Москве их можно будет поймать 21 марта с акустическим сетом. 

Гудтаймс. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020
Гудтаймс. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020

Закрывали первый день лиричные питерские рокеры Animal ДжаZ. К их выступлению в клубе заметно прибавилось народа: еще бы, кто из нас не любит слушать вечерами тяжелую гитарную эклектику? Исполнили и «Чувства», и «Не твою смерть»— публика неизменно подпевала вокалисту. Завершить выступление Красовицкий решил песней из нового альбома — на что публика недоуменно стала кричать: как так, а где «Три полоски»?  Красовицкий улыбнулся — кажется, его шутка не на шутку встревожила поклонников — и сыграл свою самую  популярную (так ведь?) композицию. Сейчас у группы полным ходом идет тур, а в марте можно будет послушать свои любимые песни на двух больших столичных весенних концертах по заявкам — 8 марта в питерском «Космонавте», а двадцатого — в московской «Горбушке». Кстати, плейлист будет составлен на основе вашего голосования, которое идёт до 2 марта — поэтому запасайтесь билетом и голосуйте. Здесь как раз тот случай, когда ваш голос точно будет учтён.

Animal ДжаZ. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020
Animal ДжаZ. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020

Второй день открывали «Таймсквер»: и это было отличное начало. Правда, вокалист группы Кирилл Бабиев сначала немного грустно смотрел в еще не очень заполненный зал — и просил всех подойти поближе. А потом махнул рукой — мол, ладно, оставайтесь там, где хотите. Я вот не могла определиться, где хочу остаться в этот день — сначала пошла в випку у сцены, но потом выяснилось, что она вся выкуплена. Пошла в випку наверху — и снова оказалась в компании моих вчерашних спящих собутыльников. Мужчина с «Белугой» тоже меня узнал, кивнул друзьям — да, ок, она вчера тоже там сидела. Но я все-таки решила сменить обстановку и пошла в випку в самом конце зала — деревянное возвышение с поручнями — именно оттуда потом в отчаянии из-за отсутствия иных вариантов будет прыгать Ортём Хорев из Anacondaz. 

Таймсквер. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020
Таймсквер. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020

В этот раз решила поберечь свой слух — рок все-таки слишком грязно-громкая для меня музыка. Поэтому воткнула в уши наушники — чтобы немного приглушить частоты. В таком облегченном варианте «ТАйМСКВЕР» мне понравились — смягченный драйв воспринимался легче. Для тех, кто любит тяжёлый звук и тексты, где-таки есть смысл, «ТАйМСКВЕР» может стать хорошим музыкальным сопровождением к жизни. В сентябре прошлого года они выпустили новый альбом «Вкус крови», а уже в апреле они презентуют акустический альбом в культурной столице и столице не очень культурной — 9 апреля в Питере, 23 апреля — в Москве. Кто хочет продолжения банкета — вы знаете, что делать. 

Таймсквер. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020
Таймсквер. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 08.02.2020

Следующие на очереди — Purgen. Группа адски долго отстраивала инструменты, и во время выступления постоянно выражала недовольство: здесь гитару погромче, здесь свет этот уберите. В общем, немного рок-капризов от брутальных мужчин. Как сказали сами музыканты, они не репетировали программу — и как настоящие панки, из огня да в полымя. Музыкантам можно прощать многое — но подводку к одной из композиций этой группе я простить не смогу — и не хочу. Руслан Пурген, вокалист группы, предварил песню «90/60/90» словами: девочки, эта песня для вас. Я не отношу себя к активисткам-феминисткам, но сексизм в музыкальной форме без иронии, на полном серьёзе — это минимум мерзко, а если такое услышат феминистки, они вам еще и не такое скажут. Не считаю, что сексуальная объективация женщины — это допустимо. Тем более такая грубо-мерзкая, с тошнотворным привкусом и жирными пятнами на растянутой майке-алкоголичке. В общем, такой пурги я не выдержала — и вышла из клуба, проветрить свои уши после такого замечательного творчества. 

Пурген. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020
Пурген. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020

Возвращаюсь в клуб — мне навстречу идут подвыпившие мужчины, которые обсуждают следующего выступающего — группу LASCALA. Слышу обрывки фраз: «И кто позвал эту LASCALA, х*ня какая-то». Значит, сейчас пойду либо подтверждать, либо опровергать это утверждение. Пробираюсь к сцене — и понимаю почти с первых нот, что мужчина был в корне не прав. Группа очень красиво и качественно выступает вживую — Аня Грин в чёрных кожаных штанах, облегающей футболке и с красными волосами смотрится очень органично и эстетично. Это такая мягкая сексуальность, которая подспудно присутствует в образе — но однозначно не является ключевой составляющей. Потому что они — не просто музыканты, а артисты. Которым есть, что рассказать, в которых есть глубина, опыт, и главное — потребность высказываться.

Lascala. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020
Lascala. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020

Аня очень хорошо умеет работать с публикой — органично и легко, как со старыми друзьями. Говорила: классно, что изначально вы так меня не очень приняли, а потом раскачались. Призывала всех танцевать и двигать бедрами, и шутила по поводу того, что девочки, в отличие мужчин, настроены к ней более враждебно. Это не так: ты классная, и только между нами — в женском туалете были замечены девочки в твоем мерче. Кстати, это точно была самая сексуальная группа на «Песке» — что было видно по реакции мужчин. Ярый фанат Ани, стоящий справа от меня, вообще не успевал концентрироваться: ему сложно одновременно снимать крупным планом Аню, параллельно слушать и смотреть на неё не через экран телефона. В общем, LASCALA — группа, которую будет одинаково приятно слушать и наблюдать вживую как девочкам, так и мальчикам. В  октябре прошлого года у группы вышел новый альбом — «Agonia», его можно послушать прямо сейчас, а весной сходить на презентацию  в своем городе. В Москве и Питере LASCALA выступит с программой «Больше, чем акустика» — 21 марта в «16 тоннах», а 28 марта — в питерском баре «Акакао». 

Lascala. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020
Lascala. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020

После LASCALA подошёл черед капитального строительства — поэтому на сцену подвезли музыкальных «Кирпичей». «Кирпичи» играют рэп-рок уже двадцать пять лет, но я их слышу впервые. Впечатления смешанные — иногда смешно, иногда нет. Зато всегда весело  — как минимум самим музыкантам. Песня про рыцарей-джедаев отличная, жаль, что не она играет саундтреком к «Звёздным воинам», и гармошка отлично дополняет разухабисто-ироничные тексты. 

Кирпичи. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020
Кирпичи. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020

Собственно, после всего обилия рока и панк-рока зал, фигурально выражаясь, замер в ожидании хэдлайнеров фестиваля. Выяснилось, что не я одна приехала только для того, чтобы послушать Anacondaz. И не только фотограф нашего портала. Разговорились с девчонками рядом — выяснилось, что они тоже шли только за дозой паузерн-рэпа. Впрочем, как и паузерн-крю, которая не могла остаться в стороне, когда Астрахань «делает рап» на сцене «TOPHAll». Это было заметно невооруженным глазом: именно к сету хэдлайнеров клуб был максимально заполнен —  прощу прощения за бестактность, но даже на Animal ДжаZ народа было меньше. Тут невольно задаешься вопросом: может быть, все-таки рэп стал новым роком? Но посмотришь на наших фрэшменов и усмехнешься: пожалуй, нет. Просто рэп под гитару на поверку оказался не просто годным — вопреки сетованиям Вани Нойза в романтической песне «Мерин» — он оказался тем жанром (если это можно считать жанром), который позволяет ловко жонглировать смыслами, вплетенными в инструментальную многослойность. 

Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020
Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020

В общем, астраханский рэп здесь очень ждали. Охрана заботливо оттеснила первые ряды от сцены, соорудив по просьбе музыкантов импровизированный фотопит — за что от фотографа нашего портала группа получили дополнительный плюсик к карме. На сцену выходят гитарист Илья Погребняк, басист Женя Форманенко и барабанщик Алексей Назарчук  — занимают позиции, подключают гитары, раскладывают палочки, пока звукорежиссер банды Александр Полежаев наводит последние штрихи, а Валентин Бойков выносит ртам коллектива специализированные приспособления для астраханского рейва. 

Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020
Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020

В этот раз я забыла украсть со сцены сетлист, поэтому точно не скажу, в какой последовательности играли и плясали. Нас точно спасли, но не сохранили («Спаси, но не сохраняй»), рассказали о трудностях во взаимоотношениях с таксистами («Чего ради»), поведали о том, что лучше проездных, микроскопа, и валидола  — для непосвященных поясню — здесь речь идет о «БДСМ». На нашей ламповой тусовочке с элементами хардкора мы по традиции приподприсели на композиции «Мой муж» — как сказали Сега и Ортём, президент давно уже сменился, а они все о том же. Зато, думаю, песня обретает новые смысловые измерения — за счёт деактуализации. Что, на самом деле, гораздо интереснее остро-социальной сиюминутной музыкальной реплики, которую часто используют как средство пиара на модной теме. 

Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020
Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020

На «Хаосе» Ортём, трезво оценив масштабы клуба, не стал практиковать стейдждайвинг и краудсерфинг, а просто спустился с небес на танцпол и исполнил свой парт песни в окружении фанатов через прослойку паузерн-крю, которая как всегда заботливо оберегала его. Предположительно. И отправился в бар, снова променяв Сережу на стаканчик халявного пива. Ох уж эти друзья детства, ну ничего святого. Затем, на композиции «Парень президента», пока Сега выводил свои божественные вокальные партии, Ортём стал искать, откуда можно сигануть в толпу: в отчаянии взобрался на поручни дальнего вип-танцпола — того самого, где я слушала «Пурген» — и с присущей ему кошачье-змеиной грацией снова прокатился по рукам поклонников, вернувших его на сцену в целости и сохранности. 

Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020
Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020

Мы снова пригубили истины из «Каберне», поздоровались с Гитлером и обсудили проблему венерических заболеваний, передающихся половым путем,  и рвотного рефлекса, обусловленного избытком фестивальной романтики. В общем, насыщенный музыкальный вечер — если бы столько разных тем поднимали на заседаниях в Госдуме, в России было бы давно веселее, безопаснее и демократичнее. Но пока такие перспективы нам не светят, поэтому мы послушали рождественскую балладу «Пусть они умрут»: кстати, без третьего куплета она звучит даже органичнее, чем с ним. Но всё так же обескураживающе-отрезвляюще: тебя как будто бьют по обеим щекам хлесткой рифмой — а в живом исполнении еще и прилетает от эмоционального посыла парней. Если у кого было похмелье после двух дней фестиваля, то на этой композиции, думаю, остатки алкоголя выветрились окончательно — и им на смену пришло похмелье смысловое. Со всеми вытекающими. Не помню, играли ли «Жду чуда», но точно помню, что не сыграли «Поезда».  Это странно, учитывая камерную обстановку клуба и меньшие масштабы концерта по сравнению с сольниками группы. 

Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020
Anacondaz. Фестиваль “Песок”. Зеленоград. 09.02.2020

Так завершился двухдневный рок-марафон. Было весело,интересно, музыкально, драйвово и красиво. В финале так уж точно. И дарите мужчинам цветы — ведь кто, если не мы? 

Автор статьи: Ксения Пашуто

Фото: Екатерина Хиндикайнен