Мы только съехали с асфальта, как нас встретил водопад на реке Титовка. Не сильно избалованные водопадами, мы долго ползаем по скалистым берегам реки.
Утомлённые с непривычки дорогой, мы проезжаем чуть-чуть вперёд и разбиваем лагерь на берегу Титовки. Сейчас бы мы такого, конечно, уже не сделали. Сейчас бы мы сразу рвали за перевал Муста-Тунтури. А в тот раз мы больше суток отмокали в низкорослом лесу на берегу быстрой реки.
Жгли костёр. Разговаривали и смеялись. Пытались поймать рыбу. С завистью смотрели на настоящих рыбаков, которые с интервалом метров в двести стоят по пояс в воде и ловят нахлыстом. Один из них проходил мимо. Мы окликнули его: «Как улов?». Он повернулся к нам так, чтобы мы могли увидеть его спину. С его плеча свисала здоровая рыбина, длиной с самого рыбака.
Наконец мы выдвинулись дальше. Наши машины аккуратно вползают на хребет Муста-Тунтури и замирают. Впереди, между вершин сопок, над небольшими озёрами мы видим синие воды Баренцева моря. Не свинцовые, не белые от пены, а синие.
Сказать, что мы в восторге – не сказать ничего. Однако, помимо восторга, нас догоняет какое-то ещё щемящее чувство. Здесь всё дышит войной. Кажется, ею пропитан воздух. Не той московской бравурной, бряцающей гусеницами танков по асфальту, оглушающей воем самолётов над городом, а другой: тихой и печальной. Никогда меня ещё так сильно не поражали обычные, казалось бы, памятники.
Побродив в задумчивости по перевалу, мы начинаем спуск. Сегодня наша цель – мыс Немецкий – самая северная точка европейской части России. Доберемся до него – и программа минимум будет выполнена.
Дорога идёт сначала по восточному побережью полуострова Средний, потом – по западному побережью полуострова Рыбачий. Она изобилует лужами и небольшими бродами.
А мы же только учимся быть джиперами. Нам страшно. Мы промеряем каждую лужу. Перебрасываем камни. Проверяем мостики: надёжны ли. Доезжаем до длинного пляжа с чёрным песком. Мочим ноги в Баренцевом море. Сразу за пляжем – широкий брод. Нам повезло с отливом, в нём мало воды.
Лужи, лужи, вешки, грунтовка, торчащие из земли камушки. Вот! Техногенный мусор! Мы приближаемся к месту обитания людей, к воинской части. Вон она: захламлённая, неустроенная. А дальше – оранжевый маяк. Ещё чуть-чуть… Стоп! Мы приехали! Впереди – только резанные скалы мыса и синий-синий океан.
Это канал о путешествиях, которые постепенно вползали в жизнь мою и жизнь моей семьи и, наконец, захватили её почти полностью. Однако иногда я срываюсь и выдаю что-то о профессии, архитектуре, Москве. Вот самый мой любимый рассказ о путешествии. Вот самый колкий мой рассказ о профессии.
Если вам понравилось, подписывайтесь на канал здесь, в инстаграме,драйве, вконтакте.