Найти тему
nikdem

Метро в полях: закапывание денег или необходимость?

Оглавление

Впервые проект продления первой линии появился в конце 2015 года, когда стали прорабатывать возможность её продления далее на территорию Новой Москвы, в районы перспективной застройки. Изначально новый участок трасси́ровался от действующей станции «Саларьево» до станции «Сосенки», у одноименной деревни. В 2016 году в проект были внесены поправки, было принято решение изменить трассировку и провести новый участок параллельно проектируемой тогда автодороге Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе (так же: Солнцево - Бутово - Видное и Проектируемый проезд №7029) до конечной станции «Столбо́во» (нынешняя станция метро «Коммунарка»). Весь участок проходит по территории поселения Сосенское Новой Москвы (Новомосковского административного округа), и частично по территории поселения Московский на участке «Филатов Луг» - «Саларьево».

Проект продления линии с сайта Mos.ru.
Проект продления линии с сайта Mos.ru.

Интересно то, что не́что подобное уже практиковалось в Москве, когда в деревнях появилось метро, и тоже на Сокольнической линии.

Речь идёт о станции «Юго-Западная», которая была открыта в 1963 году близ деревень Тропарёво и Никулино, вошедших в состав Москвы (ныне - район Тропарёво-Никулино Западного административного округа).

Без малого почти 5 лет после открытия станции вокруг не было ни единого дома массовой жилой застройки.

Нынешние выходы №5 и 6 со станции метро "Юго-Западная".
Нынешние выходы №5 и 6 со станции метро "Юго-Западная".

Ну а мы начнем, и начнем со станции "Коммунарка".

Станция «Коммунарка» не в Коммунарке.

Она была открыта 20 июня 2019 года вместе со всеми станциями в составе продления линии от «Саларьево». Все работы на участке выполняла компания "Мостотрест".

Один из выходов со станции.
Один из выходов со станции.
Станция метро "Коммунарка".
Станция метро "Коммунарка".
Пассажиры на станции.
Пассажиры на станции.

Территориально станция «Коммунарка» расположена в деревне Столбо́во, по которой и получила своё проектное название, а до ближайших жилых домов Коммунарки по Фитарёвской улице идти порядка 15-ти минут, в то время как "вглубь Коммунарки" (например - до Скандинавского бульвара) можно идти сорок минут.

Границу посёлка Коммунарка.
Границу посёлка Коммунарка.
Один из выходов со станции с виднеющимися близлежащими домами.
Один из выходов со станции с виднеющимися близлежащими домами.

Интересен тот факт, что сейчас идёт строительство Троицкой (так же Коммунарской) линии метро, на которой будет расположена станция «Бачу́ринская», она же в свою очередь будет находиться непосредственно на территории Коммунарки.

Есть предположение, что название станции имеет политический характер, чтобы как можно раньше и как можно громче заявить, что «метро пришло в Коммунарку».

Изначальный проект.
Изначальный проект.

Именно на «Коммунарке» планируется пересадка Троицкую линию, задел под переход на которую уже имеется. С её открытием к 2023 году планируется создать ТПУ «Столбо́во».

По конструкции станция метро «Коммунарка» является колонной мелкой глубины заложения (глубина ≈ 8 метров). За ней расположены оборотные тупики. В ближайшем будущем планируется продлении линии ещё на одну станцию - «Потапово», а так же строительство электродепо.

Станция «Коммунарка» построена по типовому проекту, для облицовки были использованы металлокерамические панели яркого красно-рубинового цвета (как на станции «Некрасовка»), а так же мрамор и гранит.

Перегон в сторону станции «Ольховая» частично - подземный, а частично - наземный крытый.

Пассажиры на станции в день открытия.
Пассажиры на станции в день открытия.

Со станции ведёт 4 выхода, которые сопряжены большим подземным пешеходным переходом. Все примыкают к автодороге Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе. Так же рядом расположилась перехватывающая парковка и ряд автобусных остановок (как и близ всех станций нового участка).

Станция «Ольховая».

Вестибюль станции.
Вестибюль станции.
Вид сверху.
Вид сверху.
Станция метро «Ольховая».
Станция метро «Ольховая».
Одна из боковых сторон островной платформы.
Одна из боковых сторон островной платформы.

Свое название получила по Ольховой улице в близлежащей деревне Сосенки. Расположена между ней и Коммунаркой, в районе пересечения Калужского шоссе и трассы Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе. Является однопролетной, мелкой глубины заложения.

По конструкции станция очень необычна, она сооружена между полосами автомобильного тоннеля ранее упомянутой трассы. Что ещё интересно - это первая подземная станция с щебневой насыпью на путях.

Оформление выполнено в стиле оригами, вестибюль напоминает бумажный самолётик, а некоторым космический корабль из «Звёздных Воин». Спуск на станцию украшен жёлто-красной мозаикой, напоминающей жёлтые осенние листья.

Как и к «Коммунарке» к «Ольховой» пущен ряд маршрутов наземного общественного транспорта.

Далее участок линии проходит по поверхности в металлическом крытом конкорсе в створе между полосами автодороги Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе.

Станция «Про́кшино». На метро в СНТ.

Наверно, «Прокшино» - одна из самых бесполезных станций на новом участке, по-крайней мере пока.

Один из выходов со станции.
Один из выходов со станции.
Зал станции.
Зал станции.

Рядом с ней находятся деревни Николо-Хованское и Про́кшино, по последней из которых она и получила своё название. На их территории находится ряд СНТ (Соловьиная Роща, Коммунарка-2, Дружба и другие).

По состоянию на февраль 2020 года к станции пущены лишь два автобуса - 866 и 472, а бо́льшую часть пассажиропотока составляют жители ЖК "Испанские кварталы" и "Дубровка", последний и ближайший из которых на данный момент состоит всего лишь из девяти сда́нных корпусов (путь до "Испанских кварталов" занимает около 40 минут, они расположены ближе к станции метро «Ольховая»).

Как и «Филатов Луг» была построена по типовому проекту, является наземной крытой с одной островной платформой. Выполнена в бордовой цветовой гамме. Вестибюль станции находится над платформой, и соединён с ней лестничными сходами. Выход из него ведёт в надземный пешеходный переход, который ведёт к двум противоположным сторонам автодороги Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе.

Станция метро «Про́кшино».
Станция метро «Про́кшино».

В перспективе чуть восточнее относительно станции будет проходить автодорога Мымари - Шарапово. Помимо этого, не так давно появились планы по строительству крупного горнолыжного комплекса близ станции, который должен стать неким центром притяжения.

«- Это очень крупный объект площадью порядка 70 гектаров - горнолыжный комплекс и другие экстремальные виды спорта, плюс так называемый океанический берег», - поделился Жидкин Владимир Федорович, руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы, выступая на Финансовом форуме по недвижимости.

Кроме двух остановок общественного транспорта (где этого са́мого транспорта нет), одного ЖК, парковки и пары дач вокруг станции больше ничего нет.

Станция «Филатов Луг».

Станция «Филатов Луг» так же, как и «Про́кшино», расположена в створе автодороги Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе, неподалёку от пересечений с Саларьевской улицей и Проектируемым проездом №7038, между СТН «Филатов Луг», деревней Картмазово, ЖК «Саларьево парк» и Хованским кладбищем, по первому из которых и получила свое название.

Выход/вход №2.
Выход/вход №2.
Станция метро «Филатов Луг».
Станция метро «Филатов Луг».
Зал станции.
Зал станции.
Автобусная остановка у выхода №1 с виднеющимся строящимся жилым комплексом ЖК Саларьево парк.
Автобусная остановка у выхода №1 с виднеющимся строящимся жилым комплексом ЖК Саларьево парк.
Навигация на станции.
Навигация на станции.
Вид на автодорогу Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе в сторону Киевского шоссе.
Вид на автодорогу Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе в сторону Киевского шоссе.

Она выполнена в жёлтой цветовой гамме. По конструкции и устройству выходов является точной копией «Про́кшино».

От станции ведёт вело- и пешеходная дорога к городу Московский, где проживет около 60 тысяч человек. К 2021-му году к нему планируется провести автодорогу, и путь до станции «Филатов Луг» на общественном транспорте от 4 и 5 микрорайонов займёт не более 5-ти минут. Сейчас путь пешком составляет около 40 минут, а с другого конца города - чуть более часа.

Кому? Зачем? Нужно ли?

Многие урбанисты и градостроители, в том числе и из российского НИИ генплана, говорят, что метро в полях - это не зло, а добро, и что это является общемировой практикой: сначала создать транспортные точки притяжения, потом - остальную инфраструктуру. Но беда в том, что в Москве по-прежнему нет никаких стандартов и норм в строительстве, и добро лишь тогда, когда делается грамотная инфраструктура и, к сожалению, центрами новых районов окру́га новых станций не станет. Кто захочет находится на асфальтовом поле у трассы?

В Москве в понимании "маломобильный пассажир" представляется только человек в инвалидной коляске, а человек без ОВЗ который просто сломал ногу, женщина с коляской или тяжелой сумкой - это другое, поэтому все, что может получить пассажир - это лестницу в 3 пролета.

Проекты по строительству новых автодорог и подвозу пассажиров автобусами звучат абсурдно, ведь это не даст никакого эффекта. При таком расположении, чтобы станции "заработали на полную катушку" и действительно облегчили жизнь жителями Коммунарки, Московского, Ватутинок и Троицка необходимо строить линии скоростного трамвая: от г.Московский к метро «Филатов Луг», от г.Троицк через Ватутинки и Сосенки к метро «Саларьево» или пустующему «Прокшино» и.т.д. Интересно, что на бумаге подобные планы уже имеются, но реализация под большим вопросом. Москва ни в какую не хочет строить скоростной трамвай, да и трамвай в целом.

На данный момент проект Троицкой линии предполагает подобное строительство - у шоссе и трасс, в стороне от жилых массивов, частично по земле, с такими же станциями без должной инфраструктуры для маломобильных пассажиров, с такими же как холодные «Филатов Луг» и «Про́кшино».

Не даром новый участок первой линии вызвал такую волну обсуждений и споров.

Так или иначе, как будет в будущем - покажет время. А вы были на новых станциях?