Впервые проект продления первой линии появился в конце 2015 года, когда стали прорабатывать возможность её продления далее на территорию Новой Москвы, в районы перспективной застройки. Изначально новый участок трасси́ровался от действующей станции «Саларьево» до станции «Сосенки», у одноименной деревни. В 2016 году в проект были внесены поправки, было принято решение изменить трассировку и провести новый участок параллельно проектируемой тогда автодороге Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе (так же: Солнцево - Бутово - Видное и Проектируемый проезд №7029) до конечной станции «Столбо́во» (нынешняя станция метро «Коммунарка»). Весь участок проходит по территории поселения Сосенское Новой Москвы (Новомосковского административного округа), и частично по территории поселения Московский на участке «Филатов Луг» - «Саларьево».
Интересно то, что не́что подобное уже практиковалось в Москве, когда в деревнях появилось метро, и тоже на Сокольнической линии.
Речь идёт о станции «Юго-Западная», которая была открыта в 1963 году близ деревень Тропарёво и Никулино, вошедших в состав Москвы (ныне - район Тропарёво-Никулино Западного административного округа).
Без малого почти 5 лет после открытия станции вокруг не было ни единого дома массовой жилой застройки.
Ну а мы начнем, и начнем со станции "Коммунарка".
Станция «Коммунарка» не в Коммунарке.
Она была открыта 20 июня 2019 года вместе со всеми станциями в составе продления линии от «Саларьево». Все работы на участке выполняла компания "Мостотрест".
Территориально станция «Коммунарка» расположена в деревне Столбо́во, по которой и получила своё проектное название, а до ближайших жилых домов Коммунарки по Фитарёвской улице идти порядка 15-ти минут, в то время как "вглубь Коммунарки" (например - до Скандинавского бульвара) можно идти сорок минут.
Интересен тот факт, что сейчас идёт строительство Троицкой (так же Коммунарской) линии метро, на которой будет расположена станция «Бачу́ринская», она же в свою очередь будет находиться непосредственно на территории Коммунарки.
Есть предположение, что название станции имеет политический характер, чтобы как можно раньше и как можно громче заявить, что «метро пришло в Коммунарку».
Именно на «Коммунарке» планируется пересадка Троицкую линию, задел под переход на которую уже имеется. С её открытием к 2023 году планируется создать ТПУ «Столбо́во».
По конструкции станция метро «Коммунарка» является колонной мелкой глубины заложения (глубина ≈ 8 метров). За ней расположены оборотные тупики. В ближайшем будущем планируется продлении линии ещё на одну станцию - «Потапово», а так же строительство электродепо.
Станция «Коммунарка» построена по типовому проекту, для облицовки были использованы металлокерамические панели яркого красно-рубинового цвета (как на станции «Некрасовка»), а так же мрамор и гранит.
Перегон в сторону станции «Ольховая» частично - подземный, а частично - наземный крытый.
Со станции ведёт 4 выхода, которые сопряжены большим подземным пешеходным переходом. Все примыкают к автодороге Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе. Так же рядом расположилась перехватывающая парковка и ряд автобусных остановок (как и близ всех станций нового участка).
Станция «Ольховая».
Свое название получила по Ольховой улице в близлежащей деревне Сосенки. Расположена между ней и Коммунаркой, в районе пересечения Калужского шоссе и трассы Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе. Является однопролетной, мелкой глубины заложения.
По конструкции станция очень необычна, она сооружена между полосами автомобильного тоннеля ранее упомянутой трассы. Что ещё интересно - это первая подземная станция с щебневой насыпью на путях.
Оформление выполнено в стиле оригами, вестибюль напоминает бумажный самолётик, а некоторым космический корабль из «Звёздных Воин». Спуск на станцию украшен жёлто-красной мозаикой, напоминающей жёлтые осенние листья.
Как и к «Коммунарке» к «Ольховой» пущен ряд маршрутов наземного общественного транспорта.
Далее участок линии проходит по поверхности в металлическом крытом конкорсе в створе между полосами автодороги Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе.
Станция «Про́кшино». На метро в СНТ.
Наверно, «Прокшино» - одна из самых бесполезных станций на новом участке, по-крайней мере пока.
Рядом с ней находятся деревни Николо-Хованское и Про́кшино, по последней из которых она и получила своё название. На их территории находится ряд СНТ (Соловьиная Роща, Коммунарка-2, Дружба и другие).
По состоянию на февраль 2020 года к станции пущены лишь два автобуса - 866 и 472, а бо́льшую часть пассажиропотока составляют жители ЖК "Испанские кварталы" и "Дубровка", последний и ближайший из которых на данный момент состоит всего лишь из девяти сда́нных корпусов (путь до "Испанских кварталов" занимает около 40 минут, они расположены ближе к станции метро «Ольховая»).
Как и «Филатов Луг» была построена по типовому проекту, является наземной крытой с одной островной платформой. Выполнена в бордовой цветовой гамме. Вестибюль станции находится над платформой, и соединён с ней лестничными сходами. Выход из него ведёт в надземный пешеходный переход, который ведёт к двум противоположным сторонам автодороги Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе.
В перспективе чуть восточнее относительно станции будет проходить автодорога Мымари - Шарапово. Помимо этого, не так давно появились планы по строительству крупного горнолыжного комплекса близ станции, который должен стать неким центром притяжения.
«- Это очень крупный объект площадью порядка 70 гектаров - горнолыжный комплекс и другие экстремальные виды спорта, плюс так называемый океанический берег», - поделился Жидкин Владимир Федорович, руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы, выступая на Финансовом форуме по недвижимости.
Кроме двух остановок общественного транспорта (где этого са́мого транспорта нет), одного ЖК, парковки и пары дач вокруг станции больше ничего нет.
Станция «Филатов Луг».
Станция «Филатов Луг» так же, как и «Про́кшино», расположена в створе автодороги Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе, неподалёку от пересечений с Саларьевской улицей и Проектируемым проездом №7038, между СТН «Филатов Луг», деревней Картмазово, ЖК «Саларьево парк» и Хованским кладбищем, по первому из которых и получила свое название.
Она выполнена в жёлтой цветовой гамме. По конструкции и устройству выходов является точной копией «Про́кшино».
От станции ведёт вело- и пешеходная дорога к городу Московский, где проживет около 60 тысяч человек. К 2021-му году к нему планируется провести автодорогу, и путь до станции «Филатов Луг» на общественном транспорте от 4 и 5 микрорайонов займёт не более 5-ти минут. Сейчас путь пешком составляет около 40 минут, а с другого конца города - чуть более часа.
Кому? Зачем? Нужно ли?
Многие урбанисты и градостроители, в том числе и из российского НИИ генплана, говорят, что метро в полях - это не зло, а добро, и что это является общемировой практикой: сначала создать транспортные точки притяжения, потом - остальную инфраструктуру. Но беда в том, что в Москве по-прежнему нет никаких стандартов и норм в строительстве, и добро лишь тогда, когда делается грамотная инфраструктура и, к сожалению, центрами новых районов окру́га новых станций не станет. Кто захочет находится на асфальтовом поле у трассы?
В Москве в понимании "маломобильный пассажир" представляется только человек в инвалидной коляске, а человек без ОВЗ который просто сломал ногу, женщина с коляской или тяжелой сумкой - это другое, поэтому все, что может получить пассажир - это лестницу в 3 пролета.
Проекты по строительству новых автодорог и подвозу пассажиров автобусами звучат абсурдно, ведь это не даст никакого эффекта. При таком расположении, чтобы станции "заработали на полную катушку" и действительно облегчили жизнь жителями Коммунарки, Московского, Ватутинок и Троицка необходимо строить линии скоростного трамвая: от г.Московский к метро «Филатов Луг», от г.Троицк через Ватутинки и Сосенки к метро «Саларьево» или пустующему «Прокшино» и.т.д. Интересно, что на бумаге подобные планы уже имеются, но реализация под большим вопросом. Москва ни в какую не хочет строить скоростной трамвай, да и трамвай в целом.
На данный момент проект Троицкой линии предполагает подобное строительство - у шоссе и трасс, в стороне от жилых массивов, частично по земле, с такими же станциями без должной инфраструктуры для маломобильных пассажиров, с такими же как холодные «Филатов Луг» и «Про́кшино».
Не даром новый участок первой линии вызвал такую волну обсуждений и споров.
Так или иначе, как будет в будущем - покажет время. А вы были на новых станциях?